IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» :

13-15 сентября на Белгородчине праздновали IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященный 1025-летию Крещения Руси

13-15 сентября текущего года в г. Белгороде и селе Хотмыжск Борисовского района состоялся IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященный 1025-летию Крещения Руси.

В фестивале приняли участие творческие коллективы и мастера декоративно-прикладного творчества Беларуси – Могилевской, Витебской областей; Украины – Харьковской, Луганской, Сумкой, Полтавской, Донецкой, Черниговской областей; Боснии и Герцеговины, России – Орловской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской областей с общим числом участников до 1200 человек.

Также в качестве гостей фестиваля были слушатели II Всероссийской школы клубной инноватики, организованной 8-15 сентября при поддержке Министерства культуры РФ. Тема данной школы «Проектирование социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях. Брендинг территорий».

В первый день, 13 сентября гости и участники фестиваля собрались под сводами величественного храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Белгорода, где состоялся молебен, затем в Соборном зале Духовно-просветительского центра приняли участие в торжественной церемонии открытия «Хотмыжской осени – 2013». В продолжение встречи гости увидели презентацию Виртуального филиала Русского музея. А творческим подарком для зрителей стало выступление известного белгородского коллектива «Пересек».

Основной день фестиваля, 14 сентября прошел в с. Хотмыжск Борисовского района.

Управлением культуры области была разработана новая концепция фестиваля. Мы продолжаем развивать и популяризировать праздничный календарь Белгородской области, работу над культурными брендами территорий. В рамках фестиваля муниципальные районы и городские округа на отдельных площадках представили выставочные экспозиции, отразившие мероприятия праздничного календаря, одобренного Правительством области. Экспозиция выставки культурного бренда состояла из выставочных павильонов, отражающих культурный бренд, печатной и сувенирной продукции культурной акции района, городского округа, визитной карточки – театрализованного представления.

Кроме того, впервые в программу фестиваля была включена тематическая выставка-продажа работ профессиональных и самодеятельных художников. Тематика представляемых картин – храмы Белогорья.

На празднике была развернута выставка-ярмарка мастеров декоративно-прикладного творчества: «Деревянных дел мастера» (резьба по дереву, бондарство); «Мастера текстиля» (ткачество, вышивка, кружевоплетение, лоскутное шитье, вязание, войлоковаляние); «Мастера керамики» (гончарство, авторская керамика, глиняная игрушка); «Кузнечных дел мастера» (Союз кузнецов России) и т.д.

Более 250 мастеров декоративно-прикладного творчества области представили свои работы на улицах мастеров: резчики по дереву, мастера, работающие с природным материалом, мастера по текстилю (входят вышивка, лоскутное шитье, ткачество и другие жанры), мастера по изготовлению кукол, мастера художественный росписи, керамисты, мастера по бисероплетению, кузнецы и мастера по художественному стеклу. На ярмарке были выставлены работы 17 мастеров – гостей фестиваля из Харьковской, Луганской, Воронежской, Курской, Липецкой, Могилевской, Витебской областей.

Также в выставке приняли участие мастера общественной организации «Мастера Белогорья», мастера творческой студии «Деко» областного центра реабилитации инвалидов.

Организация выставки по видам творчества – такой подход используется впервые, и мы надеемся, что он даст определенный результат. У мастеров будет возможность познакомиться с изделиями друг друга, что послужит стимулом к дальнейшему развитию уровня мастерства.

Кроме того, в фестивальном пространстве были задействованы: театр моды БГИИК с показом коллекции «Народный костюм на рубеже веков»; молодежный клуб исторической реконструкции «Дружина»; Союз кузнецов России с мастер-классом кузнечного дела (руководитель Ушаков Ю.А.); казачьи отделы области с показательными выступлениями «Казачья застава» (атаман Колочко Г.В.); театры кукол Корочанского РДНТ и института искусств и культуры с ярмарочным представлением; ансамбли гармонистов Грайворонского района села Дунайка Губкинского городского округа (Боброводворский ДК).

Открылся праздник литературно-драматическим прологом «Крещение Руси», подготовленным коллективом БГАДТ им. М.С. Щепкина (режиссер Стариков В.А.).

Затем творческие коллективы – гости фестиваля отправились в маленькое турне в культурно-досуговые учреждения Белгородской области (п. Борисовка, п. Красная Яруга, г. Строитель Яковлевского района, п. Ракитное, г. Грайворон), где выступили перед жителями этих территорий.

15 сентября у памятника князю Владимиру в г. Белгороде гости фестиваля прочитали Молитву о путешествующих и получили благословление в дорогу отца Сергия, протоиерея Храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Наталья Кривчикова, старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества.


 

Легенды и были древнего Хотмыжска

 

Земля Российская, земля Украинская, земля Белорусская… Три государства - одни корни, одна вера. Раз в два года их исторически сложившийся союз прославляет «Хотмыжская осень». Крупнейший фестиваль принимают древний Хотмыжск, Борисовский район и наша земля. В девятый раз он собрал более тысячи двухсот участников и гостей из разных уголков трёх братских стран. О своём расположении заявили и друзья-славяне из Боснии и Герцеговины.

Раннее утро субботы, 14 сентября. Дорога из Белгорода в Хотмыжск прошла в водяной завесе. И позже дождь то спускался, то на некоторое время прекращался. Думаю, многие беспокоились: Удастся ли праздник?. Оказалось, напрасно. Такое явление как «Хотмыжская осень» не ведает никаких преград. Почему?

- Мы делаем погоду своим братством, своей любовью друг к другу и хорошим настроением. Сегодня здесь собралась душа Белгородчины, душа славянского мира. Для того, чтобы заявить о нашей приверженности и вечной дружбе между славянскими народами, для того, чтобы сохранить наши традиции, наши ценности, нашу культуру и нашу веру. Сохранить то, что даёт нам силы, силы и уверенность в завтрашнем дне. Мы собрались для того, чтобы раскрывать душу славян. Раскрывать её в танце, в песне, в творчестве… И таким образом укреплять нашу дружбу, наше влияние, что не всегда удаётся даже дипломатам. Самая сильная дипломатия - это вы, это народная дипломатия, это дружба. Дружба, которая исходит своими корнями из седой древности, - приветствовал участников и гостей фестиваля губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

- Сегодняшним праздником мы утверждаем, что для любящих сердец нет границ. Потому что любовь принадлежит вечности. Вступая в новый церковный год, а 14 сентября по старому стилю 1-ое - начало Индикта (церковного Новолетия), мы благодарим Господа за те благодеяния, которые он нам дал. Благодарим за жизнь. За любовь. За радость. И в то же время мы собираемся вместе для того, чтобы поразмыслить какой будет наша судьба. Мы своей собственной волей творим или добро, или зло. Здесь собрались добрые люди. И отсюда: добрые плоды будут всей славянской стороне. И пусть в нашей славянской стороне три государства - Беларусь, Россия, Украина, - но их границы не проходят через наши души. Не разделяют нашу веру - мы православные. Поздравляю вас с сегодняшним днём, с новым церковным годом, который начинается с «Хотмыжской осени», - обратился к зрителям митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Вот с таких напутствий и поздравлений началась «Хотмыжская осень». Вернее, её основная программа. Для многих же началась она с Божественной Литургии в храме Воскресения Христова. Как и 15 лет назад. Тогда на борисовской земле принимали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он освятил Колокол Единения славянских народов, установленный на храмовой колокольне, и благословил только зарождающийся фестиваль, миссия которого - объединить братские народы России, Украины и Белоруссии.

IX фестиваль посвятили 1025-летию Крещения Руси. По этому случаю народный артист России Виталий Стариков создал литературно-драматическую композицию о временах безверия и времени веры, её обретения. Страницы «Повести временных лет» переворачивали актёры Белгородской драмы, «оживляя» подробности судьбоносного события 988-го. В её центре - князь Владимир (исполнил Виталий Стариков) - личность, которой было уготовано крестить Русь и тем самым изменить вектор её исторического развития.

Развеваются три тканых полотна… Чёрное - цвета родной земли, цвета углей родного очага, которые всегда нуждаются в защите. Красное - цвета восходящего Солнца, цвета пролитой крови. Наконец, белое - цвета мира, чистоты, непорочности, совершенства. Между ними блуждает, в них запутывается князь Красное Солнышко - никак не может узреть свет истины. Любимый внук княгини Ольги, первой из русских правителей принявшей христианство, он будет раздумывать, какую веру выбрать. Отринет магометанство, католичество, иудаизм… Решит принять «веру от греков», но будет слишком горд, чтобы просить, и овладеет византийской Корсунью. Потребует в жёны сестру греческого царя Анну. Тот согласится, но с условием - Владимир должен принять святое крещение. Русский князь разболеется глазами и, лишь погрузившись в купель, избавится «от слепоты душевной и телесной». А как случится это - как познает он истинного Бога, - соберёт на бреге Днепра народу без числа

«Взрослые вошли в воду и стояли там: одни - по шею, другие - по грудь, некоторые держали младенцев, иереи же совершали молитвы, стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», - сказывает нам Нестор (исполнил заслуженный артист России Иван Кириллов).

И, показалось, что Стариков уже не играл роль, когда заключил: «Господи Боже, помилуй душу живую России». И музыка колоколов заглушила продолжительную овацию, которой публика благодарила артистов.

Колокола звучали с самого утра. Сначала те, что на храмовой звоннице, созывали к богослужению. Чуть позже cолист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин преподнёс поклонникам «Хотмыжской осени» карильонный концерт «Белгородский звон».

Жители Белгорода оценили его сразу. Им-то хорошо знакомы эти колокольные перезвоны, ведь воскресные карильонные концерты на Соборной площади уже стали доброй традицией (к слову, они возобновились). А вот большинство участников и гостей фестиваля услышали и увидели диковинный инструмент впервые и были поражены и очарованы и самой конструкцией, и, безусловно, этими особыми звуками - музыкой небес. Невероятно торжественные, они разносились далеко за пределы фестивального пространства, возвеличивая весь славянский мир.

Поднялся на сцену фольклорный ансамбль Белгородского государственного центра народного творчества «Пересек» во главе с большим знатоком русской культуры, и белгородской в частности, Иваном Карачаровым. Зазвучали инструменты диковинные и песни русские - те, без которых в старину на Руси не обходились календарные праздники и обряды, - а сопровождали их своими знаменитыми притопами.

А вот уже на сцене «Сузирья» («Созвездия»), ансамбль песни и танца Лозовского училища культуры и искусств, поражает и голосами, и сложными многофигурными композициями с копьями, саблями… С большим нетерпением артисты ждали фестиваля. Готовили обработки украинских народных песен и песен из репертуара Кубанского казачьего хора. Теперь же дарили счастье другим, и себя счастливыми делали.

«Сузирья» на «Хотмыжской осени» не в первый раз, знают и любят они наш уникальный фестиваль. Как и знаменитый ансамбль народных инструментов «Ливенские гармошки» из Орловской области. Как и образцовый ансамбль народного танца «Квитограй» из легендарной Диканьки Полтавской области. Гастролируя по миру, выступать здесь почитают за особую честь.

Ансамбль же песни и музыки «Криница» из Витебской области (Беларусь) на фестивале впервые. Но, как признался его руководитель Михаил Швег, в будущем ни за что его не пропустят - в таком восторге от увиденного здесь они пребывали. Привлекли и их голоса, и инструменты (балалайка, баян, цимбалы), и наряды - национальный костюм витебского региона, вышитый желудями (символ Белоруссии).

Тем временем за сценой коллективы в огромном волнении ждали своей минуты славы. «Коло речки, коло броду» - распевался ансамбль народной песни «Слобода» (народный коллектив) из Луганской области. А стоило сделать два шага назад, как попадал уже под власть других звуков - песни казачьей. Это объединились мужской ансамбль казаков дома культуры «Сокол» и женский хор ЖБК-1 (руководитель у них общий - Александр Ищенко).

Здесь, на «Хотмыжской осени», лучшие из лучших попадают в контекст: оценивают свой уровень и обретают понимание, к чему им нужно стремиться дальше.

В восторге публика пребывала от песни фольклорного ансамбля «Русалки» академии музыки при университете. Артисты прибыли из Восточного Сараево Боснии и Герцеговины. А капельный протяжный запев голосами невероятной силы, а потом энергичное пение под аккомпанемент баяна... О чём пели? Ясное дело, о любви. Кстати, и слова, и мелодия переняты из аутентичных источников.

Но ещё до того, как я услышала эти голоса, моё внимание привлекла красивая статная женщина в народном костюме. «Традиционный для Восточного Сараево», - добродушно улыбнулась она. Валентина Дутина, руководитель «Русалок», понимала всё из того, что я говорила, правда не всё могла сказать. Отвечал её ученик. Вот, что удалось выяснить об особенностях сербского наряда. Женщина надевала белую рубаху (кошуля), поверх неё - короткую чёрную безрукавку, этакую жилетку, расшитую золотым или белым растительным орнаментом (елек), и чёрную юбку в пол (сукня) с поясом из цветных шерстяных нитей, на ноги - лапоточки из невыделанной кожи (опанцы). Голову же украшала шапочка в виде кос из шерсти (трвель) и платок (превез). Любопытно, не так ли? Ведь костюм - символ этнической идентичности. И в каждом из них - отголоски минувших эпох, свидетельства того, как сменяли друг друга культурные слои.

Тем временем на других творческих площадках… С XI века скоморохи странствовали по Руси, веселили народ. Пели, острословили, игры организовывали… Вот и до «Хотмыжской осени» добрались. Студенты Белгородского государственного института искусств и культуры образовали «Скоморошину»: изучают русский фольклор - хотят возродить древнюю культуру. Как могли публику развлекали: хохмили, хороводы водили, канат перетягивали… - незнакомых друг другу людей объединяли.

На полянке неподалёку от них боролись двенадцать воинов. Белгородский клуб военно-исторической реконструкции «Дружина» недавно отметил годовщину Куликовской битвы (8 сентября по юлианскому календарю) и теперь восстанавливал некоторые особенности её схваток: полноконтактное единоборство - стенка на стенку, стиль боя «оружие и щит», бой с копьями, тяжёлыми топорами… Зрители окружили «дружинников» кольцом и, как только те завершили своё выступление, засыпали вопросами.

Впервые в фестивале славянской культуры участвует Союз художников России. Картины, живописующие храмы Белогорья, украсили одну из импровизированных улиц Хотмыжска. Для выставки-продажи их предоставили как профессиональные художники, так и любители из разных районов области. Председатель Белгородского регионального отделения СХР Станислав Дымов заботился о том, чтобы все произведения повесили, чтобы их не намочил дождь, беседовал со зрителями… Я смотрела на него и удивлялась. Накануне этот человек открыл пять экспозиций. В выставочном зале «Родина» представил областную выставку акварели, «Анималистику» и итоги международного славянского пленэра. Речь также о передвижных выставочных проектах в Ракитном и Дубовом, мини-выставке живописи, посвящённой 200-летию Преображенского собора, в белгородской филармонии. А уже 17 сентября белгородцев приглашают в «Белэкспоцентр» на художественную выставку, посвящённую святителю Иоасафу.

- Мы хотели бы, чтобы наше творчество знали многие. Чтобы это творчество приносило людям радость. Мне очень приятно, что зрители не только смотрят, но и интересуются: «А кто это написал? Как его можно найти?» Кто-то хочет приобрести произведение - мы очень рады и даже уступим, ведь праздник. Этот процесс радует и нас, и зрителей. И только это важно, - поделился Станислав Фёдорович.

Радость человека, его интерес - главное и для всех мастеров декоративно-прикладного творчества. Но вспомним, что они не только представляют свои произведения, но и ведут торг. В этом году специально для выставки-ярмарки умельцев создали тематические «улицы»: «Деревянных дел мастера», «Мастера текстиля», «Мастера керамики», «Кузнечных дел мастера»… В новые «домики» заселили более двухсот пятидесяти белгородских ремесленников и 17 из Харьковской, Луганской, Могилёвской, Витебской, Московской, Воронежской, Курской, Липецкой областей.

Целые городки возникли. Пойдёшь по ним - глаза разбегутся, потеряешься. Столько ни на что не похожих, самобытных предметов здесь найдёшь. И каждый хранит тепло рук своих создателей. Изделия из стекла, дерева, глины, лыка, соломки, шерсти и ткани, бисера: иконы, картины, украшения, расписная утварь, рушники, кружева, куклы-кубышки, матрёшки, подковы на удачу, домовички, цветочные композиции, свистульки… А видели бы вы созданные кузнецами скульптуры.

Посмотрела в одну сторону - чудесные глиняные игрушки-свистульки. Их сотворила Любовь Усова. Больше двадцати лет эта искусница из Воронежской области занимается керамикой: возрождает двухфигурную сюжетную керамическую игрушку-свистульку, бытовавшую в их местности несколько веков тому назад. Традиции керамистов сёл Острогожского района переняла по… осколкам. И теперь передаёт свои знания и умения в детской художественной школе. В чём особенность такой игрушки? Она сделана из местной белой глины и не расписывается. Единственное украшение - нанесение деревянной стекой рисунка, имитирующего вышивку. Работа тонкая и точная.

Бегу дальше и обнаруживаю какую-то особенную керамическую посуду. «Традиция это стародавняя, к V веку восходит…» - уже начинает рассказывать автор удивительных кухль, тарелок, чашек… Гончар Степан Кара на «Хотмыжскую осень» прибыл из Павловской Слободы Московской области. Там он трудится в гончарной мастерской, где создают лощёную посуду. Посуда эта не для красоты, не сувенирная. Именно для использования в быту - наши предки из такой ели.

- Когда глина начинает сохнуть, то камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой или стеклянным пузырьком начинаю её полировать. А как она стала гладкой, ни в глазурь не окунаю, никакой химической обработке не подвергаю, не крашу, а опускаю в молоко. Изделие приобретает тон, - объяснил мастер.

Пришло время, и гости отправились по городам области - Ракитное, Грайворон, Красная Яруга, Строитель, Борисовка… Их концертов ждали там с нетерпением. «Хотмыжская осень» шумела до глубокой ночи, а потом прощалась со своими поклонниками, провожала их.

Екатерина Шаронова, обозреватель общественно-политической газеты "Белгородские известия".

 

Фотоотчет:

Яндекс.Метрика
2010-2017 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.