« Сентябрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

V Межрегиональный фестиваль народных мастеров и художников «Слобода мастеровая-2013» имени потомственных мастеров традиционной старооскольской глиняной игрушки сестер Гончаровых:

Слобода мастеровая... Так принято называть у нас на Белгородчине Старый Оскол (Казацкая слобода – по старому названию) – город ремесленный, мастеровой, где огромные залежи белой глины давным-давно определили род занятий местных жителей – испокон веков здесь целыми семьями занимаются гончарством. Город, известный благодаря развитому здесь старинному промыслу – глиняной игрушке – пожалуй, един¬ственному исконно народному промыслу, сохранившемуся на Белгородской земле. Город, по справедливости называемый белгородцами Центром традиционных промыслов и ремесел (мастера Старого Оскола, по словам специалистов, вносят большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства нашей области; здесь, как нигде в Белгородской области, существует четыре крупных объединения мастеров, занимающихся самыми различными жанрами декоративно-прикладного творчества, и для многих старооскольских умельцев творчество стало профессией). Традиционным промыслам и ремеслам Старого Оскола, особенно глиняной игрушке, посвящено бесчисленное множество научных трудов и телепередач. Пару лет назад сюда не раз приезжал московский телеведущий, актер, директор и продюсер телепроекта «Живые новости» Михаил Ширвиндт снимать видеозарисовку о секретах лепки глиняных «свистулек» и «барынь» для своей программы «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом»).

А с 2008 года здесь появилась добрая традиция проводить Межрегиональный фестиваль народных мастеров и художников «Слобода мастеровая-2013» имени потомственных мастеров традиционной старооскольской глиняной игрушки сестер Гончаровых.

…Перелистываем страницу за страницей Фестивального календаря Белгородской области 2013 года… Почти полсотни праздников, ярмарок, народных гуляний, творческих вечеров, выставок – неповторимые события культуры Белгородчины, некоторые из них со знаком «брендовые». А вот и V Межрегиональный фестиваль народных мастеров и художников «Слобода мастеровая-2013» имени потомственных мастеров традиционной старооскольской глиняной игрушки сестер Гончаровых. В очередной раз (с 2008-го раз в два года) он собрал в Старом Осколе самобытных мастеров и мастериц, хранителей и почитателей народных традиций, уникальной культуры из разных регионов России. Поистине ярмарка талантов и народных произведений искусства.

73 мастера декоративно-прикладного искусства и народного творчества из Белгородской, Курской, Липецкой, Тульской, Воронежской, Владимирской, Ярославской областей, виртуозно работающих в разных его направлениях - глиняная игрушка (12 мастеров), бондарство, резьба по дереву, лозоплетение, художественная обработка древесины, пряничное дело, керамика, бисероплетение, вышивка, живопись, жостовская роспись, роспись по дереву, куклоделие, традиционная авторская роспись, кружевоплетение, лоскутное шитье, гончарство и керамика, скульптура, ткачество, изготовление изделий из стекла мелкой пластики - встретились для того чтобы изучить здешнее уникальное мастерство, показать и научить традиционному промыслу или ремеслу своей местности, да и просто увидеть друг друга. «Мы отдали дань уважения мастерам всех направлений, - говорит Инна Викторовна Белых, народный матер Белгородской области, директор МБУК «Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества» - инициатора и одного из организаторов фестиваля. – Так как нам сейчас важно развивать не только традиционные, но и современные виды декоративно-прикладного искусства. Мастера собрались вместе, чтобы поделиться между собой новаторским искусством, идеями, обсудить проблемы, представить на суд широкой публике свое творчество. Несомненно, фестиваль является своеобразной школой для развития собственного таланта многих мастеров».

…Бог сделал Человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что ещё сделать тебе? - спросил Бог Человека.

- Слепи мне счастье, - сказал Человек.

Ничего не ответил Бог и только положил Человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Эта притча не единожды слетела с губ мастеров традиционных народных ремесел, приехавших на два дня в Слободу ремесленную, мастеровую – город Старый Оскол. Где издревле лепят свое счастье, народное, живое, вечное – старооскольскую глиняную игрушку – пожалуй, единственный исконно русский, традиционный промысел, сохранившийся на Белгородской земле. Редкий по нынешним меркам, ведущий свою историю с середины 18-го столетия наряду с 20-ю сохранившимися российскими промыслами глиняной игрушки и центрами их изготовления - Дымковской (Кировская область), Филимоновской (Тульская область), Романовской (Липецкая область), Хлудневской (Калужская область), Каргопольской (Архангельская область) и др., безжалостно погубленный на полвека в 30-е годы (на некоторое время он был вымещен фабричной игрушкой из целлулоида, дерева, жести и резины), но чудом выживший и возрожденный в 80-90-е гг. XX века, сегодня с большим трепетом хранят старооскольские ремесленники-игрушечники (которых раньше, в XIX-XX веках пренебрежительно называли «свистюлишниками») и передают уникальное мастерство из поколения в поколение: семья Лобынцевых (известна тем, что давно и с увлечением изучает и лепит исключительно старооскольскую глиняную игрушку), семья Шевченко, Валентина Пырьева, Сергей Комаров, Валерий Шевцов, Татьяна Шиян, Наталья Никишина и др. «Хотя современная народная игрушка утратила свое первоначальное предназначение (глиняная игрушка уже не забава для детей), но представляется нам сегодня ярким произведением народного декоративно-прикладного искусства, историко-культурным памятником, общепризнанным сувениром и народным достоянием Белгородчины, - говорит народный мастер России (с 1989 г.) и Белгородской области (с 2009 г.) Владимир Лобынцев, который в дни фестиваля оценивал изделия народных ремесел и декоративно-прикладного творчества по разным номинациям в качестве жюри и т.д.

Еще в 80-е годы на долю Владимира Ивановича и его супруги Татьяны Викторовны (она тоже народный мастер Белгородской области) выпало великое счастье познакомиться с потомственными мастерами глиняной игрушки – сестрами Ольгой Михайловной, Натальей Михайловной и Евдокией Михайловной Гончаровыми, в честь которых проводится старооскольский фестиваль, научиться у них лепке игрушки, и исподволь и самим стать признанными мастерами (звание «Народный мастер России» супруги получили более 20 лет назад). Народный промысел глиняной игрушки живет и процветает благодаря этим людям (справедливости ради нужно сказать и о Борисе Шевченко, несколько лет обучавшем народному промыслу в Старооскольском институте повышения квалификации учителей, и о Валерие Шевцове, который долгое время учил детей лепке игрушки в микрорайоне Углы, и всех старооскольских мастерах, кто сегодня стремится обучить секретам этого дела всех желающих).

Если бы не Лобынцевы и многие другие мастера, которые в 80-90-х пришли к сестрам Гончаровым научиться лепить игрушки, если бы потомственные мастерицы не открыли тогда двери всем желающим познать традиционные технологии изготовления глиняного чуда, если бы не известный московский коллекционер Михаил Никитин, который, интересуясь гончарством, в 1985 году разыскал Гончаровых и уговорил по памяти слепить и раскрасить пару игрушек (а ведь сестры, считайте, сорок лет не притрагивались к глине с тех пор, как игрушка спасла их от голода в годы Великой Отечественной войны), то старооскольская глиняная игрушка не получила бы второго рождения спустя десятки лет. Не было бы и этого фестиваля, и мастеров, бережно и трепетно передающих редкое мастерство другим поколениям.

«Во время войны многие женщины из гончарных семей, потерявшие на полях сражений своих мужей, выжили благодаря тому, что лепили и продавали игрушки (сестры Гончаровы точно так же, как и другие старооскольцы, спаслись от голода), - рассказывает народный мастер Белгородской области Инна Викторовна Белых, под чьим руководством в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества возрождают старооскольскую глиняную игрушку. – Начиная с 50-х годов и вплоть до 1987 года, о старооскольской глиняной игрушке почти не вспоминали. На рынках она не появлялась, в местном краеведческом музее ее тоже не было, а многие мастера-игрушечники на много лет забыли о глине – может, потому, что на прилавках появилась фабричная игрушка и таким образом вытеснила глиняную. В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграли большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, искусствовед Наталья Федоровна Вяткина и народный мастер филимоновской игрушки, искусствовед Союза художников РФ Элита Серафимовна Стекунова: благодаря им в 1987 году старооскольскую глиняную игрушку впервые увидела страна на Всероссийской выставке «Народное гончарство России», затем в различных каталогах. В 1990 году сестер Гончаровых пригласили в Тульский творческий производственный комбинат, где они проработали мастерами-надомниками ровно пять лет. Так Гончаровы прославились на всю Россию – к ним отовсюду приезжали коллекционеры, журналисты. В 80-х сестры распахнули двери своего дома для всех, кто хотел бы научиться глиняному творению, точно почувствовали важность этого промысла. Многие их ученики – сегодняшние признанные мастера глиняной игрушки. Супруги Лобынцевы в те годы обучались у них искусству, помогали обжигать игрушки. Таким образом, состоялась передача традиции другим поколениям».

«Сестры Гончаровы называли нас лучшими учениками, - рассказывают Лобынцевы – продолжатели традиций народных мастериц. – Говорили, что многие к ним приходили и пробовали лепить, но лучше всего получалось у нас. Может, это случайность, закономерность, но мы рады знакомству с потомственными мастерицами. Будто было нам напутствие - перенять традицию глиняной игрушки. Выпала нам судьба воспринять это искусство, сохранить и передать. Так и стали лепить игрушки». Сестрам Гончаровым передавался дар от дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек; в их роду все мужчины были гончарами.

Борис Шевченко, изучающий старооскольскую глиняную игрушку, в своей статье «К истории народного промысла старооскольской глиняной игрушки» написал, что «около 100 игрушек было найдено на участке длиной около 15 метров в районе бывшего дома семьи Гончаровых, и сестры Гончаровы большинство игрушек признали как игрушки их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Несколько фигурок дам имеют лицо, оттиснутое штампиком. Сестры Гончаровы помнят, что штампик их мама снимала с фабричной пластмассовой игрушки. Примерно 60% игрушек сделано из беложгущейся глины, 35% – из красножгущейся и 5% - из низкосортных глин. На 15% игрушек сохранились следы примитивной раскраски: прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый».

С сестрами Гончаровыми супругов Лобынцевых познакомила народный мастер филимоновской игрушки Элита Стекунова, которая помогала реализовывать игрушки: «Сестры Гончаровы лепили игрушки, обжигали, а мы поначалу расписывали. В день они могли слепить до 50-и игрушек, потом мы отсылали готовые изделия в Тульский производственный комбинат – отдавали коробки с игрушками проводнику поезда, а на конечной станции их забирала Элита и затем продавала на рынке. Один рубль стоила глиняная игрушка маленьких размеров, побольше – два рубля. Так сестры добывали себе средства на существование - с тех пор, как их мужья погибли на войне, и сестры стали жить вместе и заниматься промыслом, таким образом помогая себе выжить».

Три года Лобынцевы приходили к потомственным мастерицам в дом, три года были с ними в тесном контакте, потом много лет дружили – до самой их смерти (в 2010 году умерла третья, последняя из сестер). Бессмертной осталась любовь к игрушке: «Игрушка нас заворожила необычайной красотой, с какой мы никогда не встречались. Мы знаем станковое, декоративное искусство (Лобынцевы окончили Курский государственный педагогический институт по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения»), но такой красоты, которую излучает народное искусство – я говорю о глиняной игрушке – мы не видели. В детстве старые вещи и лоскутки мы часто обменивали на народные игрушки – детскую забаву, но детьми мы не могли оценить их красоту и великолепие».

А сегодня Лобынцевы учат национальному чувству красоты, пластике, пропорции своих маленьких учеников в клубе «Традиция», который был открыт в 2007 году в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества, и радуются их успехам (недавно их ученица Оксана Рощупкина удостоилась почетного звания «Народный мастер России», и теперь мастеров с таким званием в области всего трое). «Магический смысл игрушки - в радости работы с детьми, - заключил Владимир Лобынцев. - Традиция жива, и ее нить никогда не прервется». В этом, наверное, и заключен смысл жизни народных мастеров – в бережном сохранении традиций и их передаче другим поколениям.

«Удивительные люди – мастера народного творчества!, - говорят старооскольцы. - Из дерева и глины, из кости и шерсти, изо льна и железа они создавали и продолжают создавать настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, статуэтка или валенки, стилизованные костюмы или сани – глядишь на них, и глаз не оторвать – до чего же хороши!». Старооскольский фестиваль – истинное подтверждение тому, что не перевелись еще на Руси мастера и мастерицы, хранители народных традиций, – впервые работал два дня (его организаторы – департамент экономического развития Белгородской области; управление культуры Белгородской области, ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества», управление культуры администрации Старооскольского городского округа, МАУК «Старооскольский Центр культуры и искусств»).

В первый день мастера знакомились друг с другом – кто стихами, прозой, сказкой, а некоторые презентовали свое творчество в видеослайдах. И учили своему мастерству на мастер-классах. Как лепить местную традиционную глиняную игрушку – показала народный мастер России и Белгородской области Оксана Рощупкина (напомним, Оксана Михайловна -ученица Лобынцевых; она очень молодой мастер - ей всего 33 года; работает мастером декоративно-прикладного искусства в Старооскольском центре декоративно-прикладного творчества и владеет различными видами изобразительного творчества: расписывает деревянные изделия, занимается иконописью, создает керамические картины, лепит декоративные сосуды), Романовскую традиционную глиняную игрушку - народный мастер России, член Союза художников России Снежанна Ильина (г. Липецк).

Урало-сибирской росписи научила своих коллег народный мастер Белгородской области Ирина Шаповалова (г. Старый Оскол), ручной набойке - народный мастер Белгородской области Валентина Летягина (г. Губкин), волченской кукле – Людмила Тюмина (г. Липецк).

Все мастера - с золотыми руками: за что не брались, всё ладилось.

«Нужно лучше стучать по штампу – так называемой набойной доске, чтобы краска лучше впиталась, - показывает и учит старинному искусству украшения ткани Валентина Вадимовна. (Она работает в детской художественной школе в г. Губкин, где преподает скульптуру, рисунок, живопись, станковую и декоративно-прикладную композицию, а также ведет два направления традиционных ремесел – глиняную игрушку и ручную набойку на ткани. Мастер работает не только резными деревянными досками, которые по ее эскизам вырезает профессиональный резчик, она разработала свою технологию изготовления набойных досок, которая сделала доступным изготовление их по авторским рисункам как самим мастером, так и ее учениками). - Затем опускаем ткань с нанесенным рисунком в специальный раствор индиго, и остается белый рисунок на синем фоне, похожий на морозный рисунок. Это ювелирная работа. Я сама вырезаю эти штампы. Вот такую скатерть, - показывает готовую работу мастерица, - я расписала за неделю, а перед этим за три дня набила рисунок. Бывает белоземельная набойка (краска наносится по светлому фону), - продолжает раскрывать секреты своего любимого дела Валентина, - и кубовая (рисунок наносится на ткань специальным резервирующим составом вапа).

В этот же день за круглым столом мастера обсудили насущные проблемы народного творчества и декоративно-прикладного искусства – а именно то, что наболело. «Какой сувенир нужно создавать и продвигать на рынок? Пока нет внятного ответа на этот вопрос, - предварила вопросом свое выступление Ираида Павловна Зотова, искусствовед, старший научный сотрудник Белгородского городского центра народного творчества. - Сувениры в целом делятся на дорогие, эксклюзивные, так называемые vip-сувениры, и массовые, которые пользуются наибольшим спросом. К массовым сувенирам предъявляются определенные требования: небольшой формат и невысокая цена; оригинальная композиция, отличающаяся четкостью и лаконичностью решения. Дополнительным достоинством сувенира может быть его функциональность. Но главное, чтобы сувенир, как визитная карточка страны, края, города, нес колорит места, в котором он был произведен и приобретен, отражал либо традиции, либо достопримечательности, важные события, деятельность выдающихся людей. Но это общие и вполне понятные требования. Трудности начинаются с того момента, когда одинаковые требования предъявляют и мастеру-ремесленнику, и представителю сувенирного бизнеса».

Наталия Никишина, народный мастер Белгородской области, директор Старооскольского Дома ремесел, выразила опасение всех мастеров-ремесленников по поводу коммерциализации учреждений культуры, созданных для сохранения традиционных промыслов и ремесел, и тенденции сращивания с бизнесом туризма: «Образовательные центры не должны перерастать в мастерские сувенирного производства. Это приводит к отходу от народных традиций в работе с материалом, пошлости образного строя, усредненному, но броскому художественному языку «а ля рюсс».

На второй день фестиваля мастера продемонстрировали виртуозное мастерство и безграничную фантазию в ярмарке народных талантов. Одетые в стилизованные, традиционные, реконструированные народные костюмы, они показали местным жителям традиционную народную культуру своих территорий. В конкурсе на выполнение изделий народных ремесел и декоративно-прикладного творчества по разным номинациям умельцы представили жюри конкурсные работы, изготовленные из собственных материалов и собственными инструментами, и готовые выставочные произведения. Оценивались быстрота, сложность работы, оригинальность идеи, близость к народным традициям.

Всего за 4 часа реального времени, отведенного жюри конкурса на изготовление изделия, каждый мастер со всей любовью, умением, природным даром, интуицией русского человека и сноровкой успел сделать шедевр, и у каждого он получился свой, неповторимый. На столиках наконец появились готовые работы, а вот и самые лучшие, за что народные умельцы получили дипломы и подарки от оргкомитета: еще не высохшие и не расписанные народные глиняные игрушки из белой глины Оксаны Рощупкиной и черной глины Анны Ильиной (Липецкая область), нарядные текстильные куклы Веры Ребровой (г. Старый Оскол) и Людмилы Ковыневой (г. Губкин), трехгранные шкатулки и кухонная утварь Рафиса Шарафутдинова (г. Белгород), изделия из лозы Сергея Подлужняк (г. Старый Оскол), Николая Шепель (пос. Ракитное) и дерева Сергея Борзых, плетенные старинным способом пояса Марины Кривченко и Людмилы Ханцевой (г. Старый Оскол).

Старооскольские глиняные свистульки да барыни и липецкие «романушки» так красиво и трогательно сохнули на солнышке – теперь уж можно их и обжигать в горне, и расписывать. А как непохожи эти удивительные, будто живые, фигурки!

На нас так важно смотрели благородные дамы из черной глины, такие чужеземки, не похожие на наших белоручек. Анна Алексеевна Ильина из областного центра Романовской игрушки охотно рассказала нам о том, что в 2014 году Романовской традиционной игрушке - «романушке» исполнится 400 лет (как и селу Романово), и о том, какой смысл несут в себе романовские игрушки: «Романушка – это берегиня, хранительница очага, продолжательница рода. Глиняные фигурки считались символами добра, счастья, успеха. Бык – знак достатка, индюк отпугивал злых духов от детей, конь был воплощением солнца, олень – покровителем молодых, коза приносила успех в плодородии». Мастерица, прибывшая к нам из Липецкой области - родины Романовской традиционной игрушки, щедро поделилась с нами секретами ее изготовления: «У нас три основных способа лепки романовской игрушки. Первая – лепка «пельмень», когда игрушка получается пустотелой -, только внутри не мясо, а воздух. Вот таким способом лепятся все свистульки – олени, козлики, коровки, барашки, жаворонки. Оленей на четырех ножках у нас дарят молодым на свадьбу, как небесного покровителя молодой семейной пары. Второй способ «катушка» - игрушки выходят цельными, полностью заполненными глиной, тяжелыми, мощными: так получаются собаки, волки, коники. В их хвостиках можно проделать отверстие – такая свистулька звучит резко, без переливов. Третьим способом лепят кукол-барышень «романушек», кормилиц, нянек. Звук у всех этих игрушек совершенно разный. У жаворонков звук летящий – эти птички должны помещаться в детской ладони, потому что созданы на забаву детям».

Добрые и приветливые мастерицы разрешили нам побаловаться романовскими игрушками. «Посвистишь в такую игрушку – неприятности и хвори проходят, а в дом возвращаются покой и здоровье, - присказывают липецкие умелицы.

А вот и наши старооскольские свистульки – до чего ж они гениально просты! «Нам известны 17 архаичных образов традициооной старооскольской глиняной игрушки: курочка, уточка, петушок, барашек, коровка, мишка, медведь, семья, маня и ваня, всадник (седоки и казаки), барышни и бабы, - показывает нам свои народные творения Оксана Рощупкина. – А один из способов их лепки - «пирожок».

Одни мастера были захвачены соревновательным духом, а другие просто работали на открытом пространстве, будто забывали о том, что они на празднике, а не в своей мастерской. Сонмы мальчишек толпились вокруг гончарного круга – так интересно было каждому сесть за него и слепить тарелку или кувшин. «Не переувлажняй - сядет, - подсказывает ребятам народный мастер Белгородской области, гончар и керамист Сергей Комаров, - Не надо гладить сосуд – чуть ускорь вращение, - и тут же помог мальчику ускорить вращение гончарного круга с помощью реостата. – Не руки движутся за глиной, а глина за руками».

Сергей Комаров окончил факультет журналистики Казанского государственного университета, но как журналист работал недолго. Основной его специальностью стало изготовление промышленной и бытовой керамики. Глина стала любимым материалом для творчества уже с 12 лет, мастер осваивал ее, доходя до всех тонкостей самостоятельно. В разное время работал инжнером-технологом по керамике на Лебединском ГОКе (горно-обрабатывающий комбинат). Сейчас Сергей Комаров – мастер декоративно-прикладного творчества в Старооскольском центре декоративно-прикладного творчества. Работы Сергея Комарова сочетают приемы традиционного гончарства и авторский эксперимент. Ассортимент изделий разнообразен: домашняя утварь, декоративные сосуды, мелкая пластика. Мастер постоянно разрабатывает новые формы изделий и приемы декорирования: чернение, цветные глазури, лепной декор.

…Я долго наблюдала за процессом, умилялась – глина волшебная, из нее можно сотворить что угодно, и это так просто как пить дать! - и я могу смастерить себе мисочку на память. Сергей Васильевич отлепил мне кусочек глины, и я немедля нырнула за гончарный круг и ровно на секунду успела насладиться процессом, а в другую секунду обляпаться с ног до головы, а в третью меня сильно ударило током. «У вас очень низкая сопротивляемость кожи, - объяснил мастер. – У меня кожа дубовая – потому и не бьет».

«Гончар, будь он профессионалом или самоучкой, все равно должен знать свойства глины, - продолжил народный мастер и приступил к работе.- Первый гончар на земле был Господь Бог, и он слепил Вселенную.

Перед тем как приступить к работе, нужно перемять глину (обязательно мокрыми руками), вытолкать воздушные пузыри, убрать различные неоднородные включения, затем разрезать струной раз 20. Приходится терпеть ток. Любой горшок принимает форму вращения. Вытягиваем корпус, потом его опускаем, и большими пальцами разводим на большие расстояния, поднимаем. Одна рука должна быть снаружи, другая – внутри. Сухой губкой следует убирать влагу со дна. Если влаги на дне будет больше, чем вверху, то при сушке сосуд может лопнуть. А когда глина подсохнет, ее можно дорабатывать, шлифовать».

Озираясь по сторонам, я увидела ложкаря Николая Ракитянского из села Подольхи Прохоровского района. «Раньше наши деды ели из деревянной посуды и были намного крепче, здоровее и жили дольше нашего поколения, - делится соображениями мастер. В свое время он окончил Белгородский государственный педагогический институт, работал учителем русского языка и литературы. А увлечение народным творчеством привело к тому, что уже более 30 лет он преподает труд, рисование и основы православной культуры в школе села Подольхи. Ракитянский известен всей области как коллекционер предметов старины, особенно колокольчиков. Как мастер работает в технике резьбы по дереву, особенно любит резать ложки. Он создал целую коллекцию разных деревянных ложек: рыбацких, крестьянских, декоративных. «Уже более 35 лет я собираю предметы старины, - рассказывает он. - Колокольчик – символ моей детской жизни. Раньше колокольчик вешали под дугой почтовой лошади, которые должны были быстрее донести письма до адресата. Вот колокольчик 1805 года – самый старинный».

Пока народные мастера творили чудеса, на сцене дефилировали русские красавицы в традиционных костюмах (реконструкция народного костюма, т.е. выполненные из современных тканей и фурнитуры, но по старинным образцам) и авторских, желая перещеголять друг друга в красоте - в конкурсе-дефиле костюмов. Одна лучше другой, будто павы проплывали по сцене конкурсантки.

«Русский народный костюм – это ниточка, которая связывает прошлое и будущее. И чем больше мы сохраняем традиции своих предков, тем крепче эта нить, - обратилась к зрителям Галина Аверина из Курской области, которая несколько лет шьет народные костюмы. А на наш фестиваль она привезла женский костюм Курской губернии. На Галине костюм курской мещанки конца XIX века: из поневы, отделанной золотой лентой и жемчужными бусинами, шелкового пояса, кисейной или гипюровой рубахи и парчовой душегрейки. На голове повойник с золотой тесьмой, в центре – цветок, символизирующий мак (с древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла). «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера, - хвалится курянка. Она и получила диплом за успешное участие в V межрегиональном фестивале «Слобода мастеровая». А в номинации «Авторский костюм» победила Ольга Петровна Иванова (Валуйский Дом ремесел).

В конкурсе «Русский каравай», который из года в год проводится среди жителей и организаций городского округа на лучшее изготовление каравая, а также на лучшее приветствие (встречу гостей «хлебом-солью) – с целью сохранения и развития народных русских традиций, а именно традиции хлебосольства выиграла Труфанова Ольга Николаевна (ЗАО «Торговый дом «Перекресток») и получила Диплом I степени - за бережное сохранение традиций народной культуры родного края. Зрителей и жюри она угостила пасхальным и свадебным караваями, оформленными в соответствии с русской традицией хлебосольства. «То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, все знают, а соль – оберег от враждебных сил и злых духов. Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов, - знает Ольга. - Главный хлеб на Руси – это каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представилась в виде круга. И вся жизнь, как считали, развивается по кругу. И поэтому и хлеб – символ жизни – был круглым. А женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами, относились к ним с почтением. На каравае, который приготовили люди творческие – хлебопеки с огромным опытом хлебопечения (со стажем более 20 лет) – они-то знают толк в русских караваях! – жар-птица, которая означает прибыль и богатство». Конкурсная комиссия справедливо оценила вкусовые качества и оформление каравая, оригинальность рушника и солонки, приветствие.

В конкурсе «Спящий мастер» все желающие испытали свои силы в традиционном конкурсе «Спящий мастер» - слепили старооскольскую глиняную игрушку с закрытыми глазами и получили за это призы.

«Хочется сказать о том, что декоративное искусство – это большая и великая ценность. Народное творчество – это классика, поэтому его надо хранить, - говорит Владимир Лобынцев. - Если мы потеряем классику, то не знаю, на что мы будем опираться. Говорят, если портрет – это красота души, а пейзаж –красота природы, то народное искусство – это красота души народной. Потому нам надо ее беречь».

Анна Воробьева

Фото автора

 

Фотоотчет:

Яндекс.Метрика
2010-2017 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.