« Сентябрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

VI областной фестиваль самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся белгородская земля»:

И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля

6 ноября на сцене Белгородского государственного центра народного творчества выступили лучшие творческие коллективы - победители зональных этапов фестиваля Белгородского, Волоконовского, Корочанского, Прохоровского районов - на заключительном этапе VI областного фестиваля самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля», посвященного 70-й годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения.

Чтобы продлить молодость, им не нужна никакая антивозрастная косметика: песня - вот это жизнь, радость. На репетиции они спешат сломя голову, и крылья вырастают за спиной, когда они поют. Наши бабушки и дедушки умеют жить, и смысл их жизни - в песне, старинной, русской народной.

Артисты признаются, что не представляют своей жизни без песни и коллектива, и поют, несмотря на возраст и недуги: « Песня - это всё! Будем петь - и старости не будет! Песня - это здоровье. Когда поём, то укрепляем своё сердце. Если бы только не песни, мы бы померли. Когда мы поем, то забываем о своих болячках. Песня - наша отдушина. …Она всегда помогала жить, трудиться, растить детей, внуков, правнуков, и мы везде всё успевали».

В праздничный день на сцену вышло более 30 творческих коллективов местных отделений Союза пенсионеров России и представили концертные программы в двух тематических блоках – военного и послевоенного времен. Артисты исполняли русские народные, лирические песни, частушки, читали стихотворения, басни.

Песни «Когда мы вернемся домой» (исполнял мужской квартет Красногвардейского отделения СПР), «Седина ты моя, седина» (исп. Ансамбль «Незабудка» г. Белгород), «Тучи в голубом» (исп. Татьяна Федорова из Ракитянского района), «16 березок» ( исп. Ансамбль «Вдохновение» пос. Красная Яруга), «Грозой овеянные сны» (исп. Ансамбль «Истоки» Красненского отделения СПР) и стихотворения о Прохоровской битве – вызывали слезы на глазах зрителей.

В этот день добрые слова в адрес пенсионеров произнесли со сцены и вручили благодарности артистам председатель Правления Белгородского регионального отделения «Союз пенсионеров России», почётный гражданин Белгородской области Иван Соловецкий и заместитель председателя Правления Белгородского регионального отделения «Союз пенсионеров России» Татьяна Смирнова.

*****

«Если бы не песня, мы бы согнулись…»

В старинных русских песнях (в науке называемых «аутентичными», то есть подлинными, первозданными, первоначальными) куплетов по пятьдесят, а то и больше. Кажется, конца и края им нет. В этих песнях – вся жизнь. Бесконечно играя свадебную плясовую «А городянка ж, девушка», бабушки из фольклорного ансамбля «Сударушка» Бутовского Дома культуры Яковлевского района, который в этом году празднует 30-летний юбилей, рассказывали зрителю жизненную историю на сцене Белгородского государственного центра народного творчества. На заключительном этапе VI областного фестиваля самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля» - они были единственными среди выступавших 30 коллективов, кто исполнил старинную композицию. Эта уникальная по сегодняшним меркам, песня, любимая нашими предками, – не для сценической культуры, она родилась в крестьянском быту, в русском поле, в русской избе – если хотите. Поэтому артисткам из народа - старожилам сёл Черкасское и Бутово - ее не дали доиграть (раньше песни «играли»). Недопустимо по регламенту фестиваля. Заворожённый зритель не отпускал фольклорных исполнительниц - так хотелось дослушать, хоть и непонятные на слух, но подсказанные сердцем, волшебные песенные строки – живая нить, которая связала нас с нашими прабабушками и прадедушками.

«Мы и половины не сыграли», - сказали, слегка разочаровавшись, бабули. Да и неловко называть их бабулями – столько в этих красных девицах, убеленных сединами, разодетых в настоящие народные костюмы – высокое произведение искусства!, - жизни, летнего дыхания полей, берез, полевых цветов, весеннего пробуждения русской природы! Королевы красоты, добрые, трудолюбивые, преисполненные любви к человеку, жизни, травинке, былинке, каждой прожитой секунде. Царицы белгородской народной культуры. Сегодня они редкие экспонаты народного искусства. Диковинка для современного общества. Но, подсказывает внутренний голос, воплощение первозданности русской души. Эдакие красавицы с в домотканых льняных рубахах и косоклинных сарафанах, украшенных парчой, лентами, бархатом и красным штофом, с «зямчужными» украшениями на груди. «Столько украшений, аж шея гнется, - с гордостью демонстрируют мне нитки жемчуга и продолжают рассказ о своих нарядах. - Нашим костюмам уже по 200 лет. В них родители когда-то в праздники выходили на луг к берегу реки и плясали, водили танки и карагоды, устраивали игры и забавы».

Озиравшись по сторонам на концерте, артистки не на шутку расстроились, когда увидели других певиц в красивых стилизованных костюмах: «У нас платья залатанные, а у них, смотри-ка, какие блескучие!». «Да вы же клад, на вес золото, - кто-то успокоил. Сейчас мало таких, как вы».

Когда-то в ансамбле на протяжении 45 лет пели 18 человек, а сегодня - пять: Вера Сальтевская, Мария Сальтевская (самая молодая – 67 лет), Ольга Романькова из села Черкасское и Мария Макарова, Елена Куницына (самая старшая в ансамбле – 80 лет) из села Бутово. Последние из могикан. «Спасибо богу, что мы живы», - говорят они, которые поют всю жизнь, и русскую песню впитали с молоком матерей. – Раньше мы собирались у кого-нибудь дома и пели до утра, а теперь нас часто приглашают выступать на праздничных мероприятиях. Мы уже почти весь район обкуралесили, часто гастролируем по области. Играем календарно-обрядовые, семейно-обрядовые и необрядовые песни (хороводные, плясовые, лирические и др.) песни».

«90 лет, а она гопает на сцене, аж пол дрожит, - подшучивают друг над другом певуньи. – Ничего, надо скакать посильнее – хай завидуют».

«Городянку» в нашем селе Черкасское играли на княжой вечер, - вспоминают старожилки белгородских сел. – На княжой ужин, княжой обед – можно этот свадебный обряд и так, и так называть. Это свадебный пир в конце гулянья, когда все обряды прошли (приехали поезжане, выкупили невесту, ее косу, место для жениха, благословили молодых, они обвенчались, невесту повили, посмотрели приданое, одарили), и начался свадебный («красный») пир с величанием молодых, бояр, гостей. Молодые сидели под «святыми», гости – рядом, строго следуя правилу родства. Жениха и невесту обыгрывали величальной песней. Когда гости напивались и становились уже поддатые, то затягивали «…городянка-девушка, городянка красная. В городе родилась, а в деревне замуж вышла за богатого мужика. А потом теща зятя любила. Часто в гостюшки ходила. Она зятя хвалила. Лёли-лёли, лелёшенки…». Эта песня о том, как городская девка, в посаде выросшая, в деревне нашла жениха и вышла за него, но сама-то ни на что не гожая, к хозяйству деревенскому не приспособленная. Девушка должна ткать, а она ничего не умеет, и муж хороший, но лодырь, сельской местности не подходит… Раньше мы эти песни играли с мужиками, которые так хорошо танцевали. Эх, они бы сейчас дали гопака».

Артистки уверены, что их песни непонятны никому, а наши современные не укладываются в их седых головах: «Ну, у вас и песни: гав-гав-га-гав, бух-бух-бух-бух…! Ничего, мы сабе такие песни будем петь - свои родные, черкасские да бутовские».

… В праздничный день на сцену выходили лучшие творческие коллективы - победители зональных этапов фестиваля Белгородского, Волоконовского, Корочанского, Прохоровского районов, и представляли концертные программы в двух тематических блоках – военного и послевоенного времен. Исполняли русские народные, лирические песни, частушки, читали стихотворения, басни. И поражали прямо в сердце – в приятном смысле слова – талантом, искренностью, жизнелюбием, озорством.

Чтобы продлить молодость, им нужна песня - вот это жизнь, радость. На репетиции, признаются артисты, спешат сломя голову, и крылья вырастают за спиной, когда поют. Наши бабушки и дедушки умеют жить, и смысл их жизни - в песне, старинной, русской народной. Они не представляют своей жизни без нее и коллектива, и поют, несмотря на возраст и недуги: «Песня - это всё! Будем петь - и старости не будет! Песня - это здоровье. Когда поём, то укрепляем своё сердце. Если бы только не песни, мы бы померли. Когда мы поем, то забываем о своих болячках. Песня - наша отдушина. …Она всегда помогала жить, трудиться, растить детей, внуков, правнуков, и мы везде всё успевали».

Как песни русские хороши, в особенности частушки! Василию Егоровичу Логвинову и Наталье Федоровне Дудниковой из Ракитянского района подпевал весь зал, безудержно аплодировал и без умолку смеялся, до того весело и по-озорному они пели плясовые частушки:

 

«Ох, лапти мои, лапатушечки,

Ну, посмотрите на них, как игрушечки».

 

Дед Василий эту частушку сам сочинил. «Я родом из села Лаптевка, и поэтому родилась идея выступать в лаптях. Я пошел по деревне, и у соседей в сарае нашел лапти. Я их подремонтировал, лаком покрыл, оборки приделал, и лапти получились отличные. Заиграли на солнце, заблестели».

 

«Ох, бей, Матвей, не жалей лаптей

Старые побьются, новые сплетутся».

 

«Ох, лапти мои, четыре оборки.

Хочу – дома заночую,

Хочу – у Егорки».

Частушечникам по 73 года, живут в разных селах, но судьба распорядилась так, чтобы они соединились в творческом тандеме и гастролировали по области и покоряли публику гармоничностью, талантливым исполнением частушек, лирических песен, стихов. «Я Наталью знаю с детства, - рассказывает Василий Егорович. - Она не требует ни гонораров, ничего». Сегодня Наталья Федоровна аккомпанировала на баяне и пела:

«Раз, два, три раза, зеленые веники

Если я не хороша, привези с Америки».

 

«А мой милый хитер-хитер,

На козе уехал в Питер,

А я маху не дала -

На кобыле догнала».

Иван Цыганков из Волоконовского района (73 года) работает до сих пор трактористом, с 16 лет уже артист, и он не только поет (со своей супругой более 40 лет ходит в местный Грушевский сельский Доме культуры – в ансамбль «Сударушка», вместе выступают, ездят в села с концертами), но и басни пишет (о своих друзьях, односельчанах). «Дивную пару» я рассказываю зрителям уже 20 лет, каждый раз, перед выходом на сцену я ее дополняю. Эта басня о том, как дед–кузнец женился не первый раз и в Москву попал в пятый раз». И танцует - цыганочку, кадриль, яблочко и др.

…Прозвучавшие в этот день вокальные произведения «Когда мы вернемся домой» (исполнял мужской квартет Красногвардейского отделения СПР), «Седина ты моя, седина» (исп. Ансамбль «Незабудка» г. Белгород), «Тучи в голубом» (исп. Татьяна Федорова из Ракитянского района), «16 березок» (исп. Ансамбль «Вдохновение» пос. Красная Яруга), «Грозой овеянные сны» (исп. Ансамбль «Истоки» Красненского отделения СПР) и стихотворения о Прохоровской битве – вызвали слезы на глазах зрителей.

Артисты из народа, люди старшего поколения, прошедшие войну, восстановившие хозяйство, пропустившие через свою жизнь тяготы и лишения, пели, плясали на фестивале, такие молодые и жизнерадостные, и через творчество учили нас самому простому - доброте, жизнелюбию, учили любить русскую песню, малую родину.

Анна Воробьева.

Фотоотчет:

Яндекс.Метрика
2010-2017 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.