Белгородский государственныйЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА |
![]() Афиша центра:31.05.18АФИША НА АПРЕЛЬ - МАЙ 2018 (видео)(16+) 30.05.18Отчетный концерт хореографического ансамбля «Созвездие»(0+) 27.05.18Межрайонный фестиваль-праздник «Верхопенский Вернисаж»(6+)
| VI областной фестиваль самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся белгородская земля»:И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля 6 ноября на сцене Белгородского государственного центра народного творчества выступили лучшие творческие коллективы - победители зональных этапов фестиваля Белгородского, Волоконовского, Корочанского, Прохоровского районов - на заключительном этапе VI областного фестиваля самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля», посвященного 70-й годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения. ***** «Если бы не песня, мы бы согнулись…» В старинных русских песнях (в науке называемых «аутентичными», то есть подлинными, первозданными, первоначальными) куплетов по пятьдесят, а то и больше. Кажется, конца и края им нет. В этих песнях – вся жизнь. Бесконечно играя свадебную плясовую «А городянка ж, девушка», бабушки из фольклорного ансамбля «Сударушка» Бутовского Дома культуры Яковлевского района, который в этом году празднует 30-летний юбилей, рассказывали зрителю жизненную историю на сцене Белгородского государственного центра народного творчества. На заключительном этапе VI областного фестиваля самодеятельного творчества граждан старшего поколения – членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля» - они были единственными среди выступавших 30 коллективов, кто исполнил старинную композицию. Эта уникальная по сегодняшним меркам, песня, любимая нашими предками, – не для сценической культуры, она родилась в крестьянском быту, в русском поле, в русской избе – если хотите. Поэтому артисткам из народа - старожилам сёл Черкасское и Бутово - ее не дали доиграть (раньше песни «играли»). Недопустимо по регламенту фестиваля. Заворожённый зритель не отпускал фольклорных исполнительниц - так хотелось дослушать, хоть и непонятные на слух, но подсказанные сердцем, волшебные песенные строки – живая нить, которая связала нас с нашими прабабушками и прадедушками. «Мы и половины не сыграли», - сказали, слегка разочаровавшись, бабули. Да и неловко называть их бабулями – столько в этих красных девицах, убеленных сединами, разодетых в настоящие народные костюмы – высокое произведение искусства!, - жизни, летнего дыхания полей, берез, полевых цветов, весеннего пробуждения русской природы! Королевы красоты, добрые, трудолюбивые, преисполненные любви к человеку, жизни, травинке, былинке, каждой прожитой секунде. Царицы белгородской народной культуры. Сегодня они редкие экспонаты народного искусства. Диковинка для современного общества. Но, подсказывает внутренний голос, воплощение первозданности русской души. Эдакие красавицы с в домотканых льняных рубахах и косоклинных сарафанах, украшенных парчой, лентами, бархатом и красным штофом, с «зямчужными» украшениями на груди. «Столько украшений, аж шея гнется, - с гордостью демонстрируют мне нитки жемчуга и продолжают рассказ о своих нарядах. - Нашим костюмам уже по 200 лет. В них родители когда-то в праздники выходили на луг к берегу реки и плясали, водили танки и карагоды, устраивали игры и забавы». Озиравшись по сторонам на концерте, артистки не на шутку расстроились, когда увидели других певиц в красивых стилизованных костюмах: «У нас платья залатанные, а у них, смотри-ка, какие блескучие!». «Да вы же клад, на вес золото, - кто-то успокоил. Сейчас мало таких, как вы». Когда-то в ансамбле на протяжении 45 лет пели 18 человек, а сегодня - пять: Вера Сальтевская, Мария Сальтевская (самая молодая – 67 лет), Ольга Романькова из села Черкасское и Мария Макарова, Елена Куницына (самая старшая в ансамбле – 80 лет) из села Бутово. Последние из могикан. «Спасибо богу, что мы живы», - говорят они, которые поют всю жизнь, и русскую песню впитали с молоком матерей. – Раньше мы собирались у кого-нибудь дома и пели до утра, а теперь нас часто приглашают выступать на праздничных мероприятиях. Мы уже почти весь район обкуралесили, часто гастролируем по области. Играем календарно-обрядовые, семейно-обрядовые и необрядовые песни (хороводные, плясовые, лирические и др.) песни». «90 лет, а она гопает на сцене, аж пол дрожит, - подшучивают друг над другом певуньи. – Ничего, надо скакать посильнее – хай завидуют». «Городянку» в нашем селе Черкасское играли на княжой вечер, - вспоминают старожилки белгородских сел. – На княжой ужин, княжой обед – можно этот свадебный обряд и так, и так называть. Это свадебный пир в конце гулянья, когда все обряды прошли (приехали поезжане, выкупили невесту, ее косу, место для жениха, благословили молодых, они обвенчались, невесту повили, посмотрели приданое, одарили), и начался свадебный («красный») пир с величанием молодых, бояр, гостей. Молодые сидели под «святыми», гости – рядом, строго следуя правилу родства. Жениха и невесту обыгрывали величальной песней. Когда гости напивались и становились уже поддатые, то затягивали «…городянка-девушка, городянка красная. В городе родилась, а в деревне замуж вышла за богатого мужика. А потом теща зятя любила. Часто в гостюшки ходила. Она зятя хвалила. Лёли-лёли, лелёшенки…». Эта песня о том, как городская девка, в посаде выросшая, в деревне нашла жениха и вышла за него, но сама-то ни на что не гожая, к хозяйству деревенскому не приспособленная. Девушка должна ткать, а она ничего не умеет, и муж хороший, но лодырь, сельской местности не подходит… Раньше мы эти песни играли с мужиками, которые так хорошо танцевали. Эх, они бы сейчас дали гопака». Артистки уверены, что их песни непонятны никому, а наши современные не укладываются в их седых головах: «Ну, у вас и песни: гав-гав-га-гав, бух-бух-бух-бух…! Ничего, мы сабе такие песни будем петь - свои родные, черкасские да бутовские». … В праздничный день на сцену выходили лучшие творческие коллективы - победители зональных этапов фестиваля Белгородского, Волоконовского, Корочанского, Прохоровского районов, и представляли концертные программы в двух тематических блоках – военного и послевоенного времен. Исполняли русские народные, лирические песни, частушки, читали стихотворения, басни. И поражали прямо в сердце – в приятном смысле слова – талантом, искренностью, жизнелюбием, озорством. Чтобы продлить молодость, им нужна песня - вот это жизнь, радость. На репетиции, признаются артисты, спешат сломя голову, и крылья вырастают за спиной, когда поют. Наши бабушки и дедушки умеют жить, и смысл их жизни - в песне, старинной, русской народной. Они не представляют своей жизни без нее и коллектива, и поют, несмотря на возраст и недуги: «Песня - это всё! Будем петь - и старости не будет! Песня - это здоровье. Когда поём, то укрепляем своё сердце. Если бы только не песни, мы бы померли. Когда мы поем, то забываем о своих болячках. Песня - наша отдушина. …Она всегда помогала жить, трудиться, растить детей, внуков, правнуков, и мы везде всё успевали». Как песни русские хороши, в особенности частушки! Василию Егоровичу Логвинову и Наталье Федоровне Дудниковой из Ракитянского района подпевал весь зал, безудержно аплодировал и без умолку смеялся, до того весело и по-озорному они пели плясовые частушки:
«Ох, лапти мои, лапатушечки, Ну, посмотрите на них, как игрушечки».
Дед Василий эту частушку сам сочинил. «Я родом из села Лаптевка, и поэтому родилась идея выступать в лаптях. Я пошел по деревне, и у соседей в сарае нашел лапти. Я их подремонтировал, лаком покрыл, оборки приделал, и лапти получились отличные. Заиграли на солнце, заблестели».
«Ох, бей, Матвей, не жалей лаптей Старые побьются, новые сплетутся».
«Ох, лапти мои, четыре оборки. Хочу – дома заночую, Хочу – у Егорки». Частушечникам по 73 года, живут в разных селах, но судьба распорядилась так, чтобы они соединились в творческом тандеме и гастролировали по области и покоряли публику гармоничностью, талантливым исполнением частушек, лирических песен, стихов. «Я Наталью знаю с детства, - рассказывает Василий Егорович. - Она не требует ни гонораров, ничего». Сегодня Наталья Федоровна аккомпанировала на баяне и пела: «Раз, два, три раза, зеленые веники Если я не хороша, привези с Америки».
«А мой милый хитер-хитер, На козе уехал в Питер, А я маху не дала - На кобыле догнала». Иван Цыганков из Волоконовского района (73 года) работает до сих пор трактористом, с 16 лет уже артист, и он не только поет (со своей супругой более 40 лет ходит в местный Грушевский сельский Доме культуры – в ансамбль «Сударушка», вместе выступают, ездят в села с концертами), но и басни пишет (о своих друзьях, односельчанах). «Дивную пару» я рассказываю зрителям уже 20 лет, каждый раз, перед выходом на сцену я ее дополняю. Эта басня о том, как дед–кузнец женился не первый раз и в Москву попал в пятый раз». И танцует - цыганочку, кадриль, яблочко и др. …Прозвучавшие в этот день вокальные произведения «Когда мы вернемся домой» (исполнял мужской квартет Красногвардейского отделения СПР), «Седина ты моя, седина» (исп. Ансамбль «Незабудка» г. Белгород), «Тучи в голубом» (исп. Татьяна Федорова из Ракитянского района), «16 березок» (исп. Ансамбль «Вдохновение» пос. Красная Яруга), «Грозой овеянные сны» (исп. Ансамбль «Истоки» Красненского отделения СПР) и стихотворения о Прохоровской битве – вызвали слезы на глазах зрителей. Артисты из народа, люди старшего поколения, прошедшие войну, восстановившие хозяйство, пропустившие через свою жизнь тяготы и лишения, пели, плясали на фестивале, такие молодые и жизнерадостные, и через творчество учили нас самому простому - доброте, жизнелюбию, учили любить русскую песню, малую родину. Анна Воробьева. Фотоотчет: |