Живы традиции - жива душа народа!:

В Крещение Господне случилось чудо – выпал долгожданный снег и запорошил славную и самобытную Белгородчину. На Ивнянской земле радость, шутки, звонкий смех ее жителей - старых и молодых, женатых и холостых, частушки, веселые песни, игра гармони и балалайки смешались с хлопьями снега - на II областном фестивале-ярмарке «Все времена года на Белгородчине. «Крещенские морозы». Это событие культуры, которое открыло первую страницу Фестивального календаря Белгородской области 2014 года, уникально: традицию зимних народных гуляний сохранили только ивнянцы - добрые, сердечные, открытые, настоящие, самобытные люди, с душой нараспашку. Волшебники: и снег у природы умудрились выпросить, да еще и мороз жгучий и суровый в придачу! А как же без снега кататься в сказочных санях, запряженных красавицей лошадью - символом года, водить хороводы с Дедушкой Морозом и Снегурочкой вокруг новогодней ёлки – да нет! – с Дедами Морозами всей области (в Крещенскую стужу гости праздника увидели незабываемый Парад Дедов Морозов, приехавших к нам из разных уголков Белгородской и Курской областей), задорно отплясывать барыню в старинных валенках … Кажется, Зима продолжается.

В Ивнянском районе – столице пчеловодства в области (местные пчеловоды всегда первые на ежегодной ярмарке мёда «Медовый спас») проводят четыре брендовых праздника, которые вошли в областной календарь: благотворительный вечер православной песни и художественного слова «Золотые купола» в селе Новенькое, фестиваль самодеятельного творчества «Верхопенский вернисаж» в селе Верхопенье, районный открытый праздник народных промыслов и ремесел «Хомутчанская долина мастеров» в селе Хомутцы. Культурные акции проходят в рамках реализации Постановления Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 года № 563-пп «Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы» и постановления администрации муниципального района «Ивнянский район» от 3 июля 2013 года № 353 об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ивнянском районе на 2013-2017 годы».

… Ивняцы от души радовались Крещенскому Морозу и по доброй традиции старались всячески его ублажить играми, песнями и плясками. Каждое сельское поселение организовало свое подворье, где радушные хозяева – самодеятельные артисты и мастера декоративно-прикладного творчества из Ивнянского района и соседнего региона Курской области - встречали всех гостей праздника в исконно русских традициях. И все были разодеты в старинные костюмы, кое-где съеденные молью: косоклинные сарафаны, украшенные дорогими «штоховыми» лентами, «ломом» - лентой, затканной золотными нитями, кокошники. «Этим костюмам более 300 лет, - рассказывают ивнянцы, - наши бабушки-артистки до сих пор в них выступают (о фольклорном коллективе «Бабушкины забавушки», село Выезжее). У нас не раз бывали фольклорные экспедиции, записывали фольклор».

Драгунское сельское поселение угощало хлебом, бараночками, сдобными булочками. «В нашем селе сохранились русские печи, в которых мы до сих пор печем настоящий русский хлеб», - говорят в подворье.

В Новенском сельском поселении демонстрировали русские платки, которые хранились в сундуках бабушек и прабабушек. «У нас очень много рукодельниц, которые вышивают, шьют платки, - представила подворье методист Новенского Дома культуры Валентина Васильевна Горбунова. - Еще с древних времен на всех праздниках женщины надевали платки, на которых изображенные цветочные узоры символизируют красоту, радость. Русское поле, куда выходили работать наши труженицы. На платках красота нашей природы, созданной богом». 

Хомутчанское сельское поселение представляло сухое и мокрое валяние из шерсти. Хозяевам, обутым в валенки, не были страшны никакие морозы. Чтобы валять таковые изделия, нужна настоящая русская баня. «Но у меня ее нет, - с сожалением признается Юлия Сергеевна Сидорова, мастер декоративно-прикладного творчества села Хомутцы. - Я стараюсь продолжать традиции своей бабушки – изготавливаю валенки, правда, сувенирные. Зима сейчас пошла не та, и валенки теперь не в моде, к сожалению».

Верхопенское сельское поселение хвастало балалайками – самым распространенным из струнных инструментом. В 2002 году в фольклорно-этнографической экспедиции в село Верхопенье специалисты Белгородского государственного центра народного творчества записали балалаечные наигрыши («Тимоня») в исполнении Розенькова Никиты Ильича 1931 г.р.

Вознесеновское сельское поселение познакомило гостей с русской матрешкой – «нарядной, красивой, русской, расписной». Песчанское сельское поселение – с прялкой: «Прялка диво, разукрашена красиво. Дева ниточку прядет, тихо песенку поет. Будут нитки изо льна, будет много полотна. Как нашьет рубах, портков, сарафанов, рушников. Будет ей приданое, крепкое, недраное. Украшает, вышивает, всю семью оберегает». Елена Николаевна Базова Елена, заведующая Песчанской библиотекой показала нам тканые полотенца, скатерти, рушники, дежники, которые передавались из поколения в поколение: «Им по 100 лет. Я храню их от бабушек, прабабушек, хожу по всему селу и собираю у соседей сохранившиеся тканые изделия». 

Сырцевское сельское поселение гордится супружеской парой Гордей Павла Степановича и Галины Ивановны - и поют, и танцуют, и играют на гармошке, и вышивают, и народное творчество передают детям. Прохожие надолго задерживались в Сырцевском подворье и с упоением внимали старинным песням, бытующим в Ивнянском районе, – карагодным, плясовым, святочным: «Васюточка», «Пряжка», «У ручья», «Верба рясная», «Ой, сад во дворе», «Горюн воробей», «Гуляй, голова», «Ой, кумушки вы, голубушки», «А в бору, бору», «На горе, горе», «Ой, дудки, вы, дудки», «По-над лесом, лесом», «Сад мой, садочек»… Самобытные артисты так красиво, заливисто играли песни наших предков!

Лучшие образцы фольклора Ивнянского района можно было увидеть и услышать не только в подворьях, но и на праздничной сцене, где вслед за выступлением творческих коллективов области (хореографический коллектив «Жемчужинки» и народный хор Ивнянского района, ансамбль песни и танца «Завалинка» г. Старый Оскол, народный ансамбль «Барыня» Красненского района, народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Рябинушка» и народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Сударушка» Ракитянского района, вокальный ансамбль «Селяночка» Прохоровского района и др.) артисты обыграли старинный свадебный обряд – сватовство.

…С древнейших времён сватовство на Руси являлось важным ритуалом, предшествующим заключению брака – показывали и рассказывали ивнянцы-старожилы: «Вначале невесту сватали. Для этого находили бойкую женщину, ее называли «сходотайка». (Это мог быть и мужчина). Она должна была досконально знать все обычаи и приметы, и быть хитрой, ловкой и уметь «брехать». Перед сватовством она ходила в дом к родителям невесты, чтобы расхвалить жениха, «что малый хороший, умеет все делать, родня его имеет большое хозяйство». Сватать шли только по разрешению «сходотайки». Она вместе с родителями жениха приходила в дом невесты, вела весь разговор и договаривалась с родителями девушки. Переговоры велись сидя за столом. Перечислялись все достоинства жениха, который тем временем топтался у дверей, боясь перейти в хате за матицу, а невеста сидела в чулане. Молодые иной раз друг друга впервые только на сватовстве видели. Если родители обеих сторон обо всем договаривались, жених мог снять верхнюю одежду и пройти сесть за стол, а подруги (накануне подготовленные) выводили невесту перед всеми. Самая старшая из подруг спрашивала жениха: «Выбирай, какая твоя будет?» Жених подходил к девушке, целовал ее и становился рядом. Родители жениха спрашивали у молодых: «Ну, Настя и Сережа, разрешаете нам за стол сесть? Любите ли друг друга? Согласны ли? Жених и невеста отвечали согласием, потому что не принято было перечить воли родительской. Затем родители жениха спрашивали у родителей невесты разрешения сесть за стол и, получив согласие, доставали четверть водки и закуску: сало, тушеного гусенка, хлеб, калачи. К столу приглашались и все остальные родственники. Начинался пропой. Родители выпивали и благословляли молодых: «Настя и Сережа, Бог вас благословляет, и мы благословляем». Выпивали по рюмке, по другой и тогда зачинали песни петь.

Пьяница-пропойница,

Пьяница-пропойница,

Николаева батюшка

Пропили Настеньку

За винную чарочку,

Хрустальный стаканчик…

Затем велись разговоры о дарах: «Какие дары большие? Кому вашим дарить: братьям, сестрам, теткам, дядькам и сколько?» Если нехватало чего-либо, то отец жениха предлагал: «Ничего, сваток, поедем на базар в Обоянь да купим все, чего не хватает». Родные невесты также договаривались о дарах жениховой родне. После все танцевали и пели. В основном песни пелись лелешные:

Кладу ж судьбу, родной батюшка, на тебя,

Ой, лели, а ле-лей, лели, на тебя.

Отдаешь меня молоду от себя,

Ой, лели, а ле-лей, лели, от себя.

Заключаешь мою голову смолоду,

Ой, лели, а ле-ле, лели, смолоду.

Остаются все цветики, да лютики для тебя,

Ой, лели, а ле-лей, лели, для тебя.

Все цветики, да лазоревые цветочки,

Ой, лели, а ле-лей, лели, цветочки.

Вставай, вставай, мой батюшка, раненько,

Ой, лели, а ле-лей, лели, раненько.

Поливай, поливай да цветы частенько,

Ой, лели, а ле-лей, лели, частенько.

Ой, по морю, морю синему морю,

Ой, лели, да лели, по синему морю,

Вот по синему морю, по тихому Дунаю

Ой, лели, да лели, по тихому Дунаю.

Вот там плыли, поплыли четыре утенка,

Ой, лели, да лели, четыре утенка.

Ой, четыре утенка, а пятая косатая,

Ой, лели, да лели, а пятая косатая.

Шостая хохлатая, у круч повернулась,

Ой, лели, да лели, повернулась.

Укручь повернула, у терем заглянула,

Ой, лели, да лели, заглянула.

Молодые на сватовстве не танцевали, просто сидели рядышком. Сваты в этот день назначали день двороглядья».

…На областном празднике чествовали уважаемых людей Ивнянского района. Поздравляли, вручали грамоты Анне Ивановне Бравковой, которая родилась в день образования Белгородской области - 6 января 1954 года. Анна Ивановна долгое время работала в Ивнянском райпо продавцом. С 1996 года работала заведующей магазина «Забота» отдела соцзащиты населения администрации района. За отличную работу не раз была награждена грамотами. Вырастила замечательную дочь, а сейчас помогает воспитывать внука. Самые добрые слова посвящали и Зеленской Надежде Фёдоровне, чья жизнь связана с народно-художественным творчеством: работала директором Курасовского сельского дома культуры, заведующей отделом народного творчества; под её руководством организовывались народные гулянья, фольклорные праздники и фестивали. За хорошую работу Надежда Федоровна была неоднократно награждена грамотами и дипломами.

Те, кто побывали на самом настоящем зимнем народном гулянии, - самые счастливые на свете! Они-то теперь расскажут друзьям, как на Руси празднуют Крещение. «Живы традиции - жива душа народа!», - уверена Быкова Татьяна Павловна, директор Центра народного творчества Ивнянского района. Да и все ивнянцы. Спасибо вам за незабываемый праздник, дорогие!

Живы традиции - жива душа народа - общественно-политическая газета "Белгородские известия" (PDF скачать)

А-фишка

Информационное агентство "Бел.ру"

Белгородские известия

БелПресса

Государственный Российский Дом народного творчества

 

 

Фотоотчет:

Видеоотчет:



Яндекс.Метрика
2010-2017 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.