« Ноябрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Книга недели - Русская свадьба:

Балашов Д.М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). – М.: Современник, 1985. – 390с., ил.

В течение нескольких лет группа фольклористов – музыкантов и филологов под руководством известного фольклориста и писателя Дмитрия Балашова производила запись свадебного обряда в селах на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области. Зафиксирован весь ход русского свадебного обряда – и песенные тексты, и описание действие. Книга издается с приложением нот и иллюстраций. Она является значительным вкладом в отечественную фольклористику.

Фрагмент:

Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных деревенских праздневств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходил деревенский год, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготовляли свадебный ритуал.

… Окончены полевые работы. С красивыми обрядами собирают последний сноп и уносят с поля. До Пасхи он будет стоять в углу избы, напоминая о лете, об осенней страде, изобилии.

Близится пора зимних посиделок, своеобразных веселых собираний молодежи, куда девушки сходились, однако с работою и для работы.  Женщины постоянно пряли. Трудно представить, какое количество пряжи надо быго наготовить, чтобы одеть всю большую крестьянскую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На все посиделки или беседы девушка ходила с прялкой – пресницей». Причем, уходя из дому на беседу, брали уже не простую, которая служила «позався», а самую нарядную, резную, чаще всего подарок парня – «вечеровальника». И пока пелись песни, пока шутили и смеялись, заигрывали с парнями, руки безостановочно работали, пальцы, смоченные слюной, сучили пряжу, тянулась и тянулась нить, и вертелось бесконечно, становясь толще и толще, точеное веретено.

Здесь, на Кокшеньге и Уфтюге, эти собрания девушек назывались «вечеринами». Вецерины (цокающий говор тут еще в полной силе) устраивались всю зиму, до масленой. Великим постом, как и всюду, в избах расставляли станы и начинали ткать.

Прялки, или пресницы (вырезанную из целого куска дерева с корнем прялку называют также «копы»), здесь делались с очень широкой лопастью, изузоренной крупной геометрической резьбою. Исследователи относят кокшеньгские прялки к одному из самых древних типов русских прялок, в характере своего узорочья сохраняющих еще дохристианскую языческую символику. Вецерины были для молодежи настоящей школой хорового пения. «На вечеровке сидим по всей избе, выпрядываем, да и выпеваем…».

Яндекс.Метрика
2010-2019 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.