Книга недели - Бисер:

Издание будет интересно и тем, кто делает первые шаги в искусстве бисероплетения, и опытным мастерам.

Начинающим книга поможет освоить почти все существующие техники плетения и с помощью специальных несложных схем получить практические навыки. Здесь они найдут рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.

Опытные мастера смогут узнать из книги много нового, так как автор включила в нее большое количество своих оригинальных и самобытных разработок. Это, прежде всего, техника многослойного плетения, схемы изготовления ажурных листиков, шарика-цветка, снежинок, схемы колье «Злато скифов», «Ирина», «Анюта», «Таисия», «Русская красавица» и многое другое.

Фрагмент:

Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

Изделия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена Причерноморья. Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.

В ХVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе товаров, которые везли русские торговцы, почти всегда значились оба этих материала.

Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились невысоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.

В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки – нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года.

В ХVIII веке применение бисера и стекляруса стало более разнообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенными из бисера. Бисерно-стеклярусные вышивки использовали в качестве картин, панно, настенных покрытий, заменяющих обивку.

Примером может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Бисер и стеклярус стали чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, образки, ленты, на которых подвешивали лампады и паникадила, появились бисерные четки.

Во второй половине ХIХ века интерес к бисеру и стеклярусу постепенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Появилась мода использовать бисер и стеклярус в отделке предметов интерьера. Из разноцветного стекляруса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях. Из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов и различных дополнений к одежде.

Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале ХХ века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного плетения начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России.

После революции 1917 года все они были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него прекрасные произведения искусства.

Фотоотчет:

Яндекс.Метрика
2010-2019 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.