« Апрель 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Инструментальный фольклор:

Народные инструменты Белгородской области.

В области наряду с песенным и обрядовым фольклором собраны образцы и инструментального фольклора. Белгородчина относится к одной из областей с сохранившейся самобытной обрядовой, песенной и инструментальной культурой. Исполнительство на народных инструментах, отличается своей неповторимостью и своеобразием.

Ударные народные инструменты.

Наиболее известными среди ударных народных инструментов являются ложки, трещетки, рубель, бубен, коса. В качестве музыкального инструмента они выполняют ритмическую функцию во время пения, пляски. На железных ложках играли в селах Тишанка, Фощеватово, Погромец Волоконовского района. Были они оловянными, со сквозным отверстием в центре – для лучшего звона. Во время экспедиции (БГЦНТ 1996 г.) в Волоконовский район с. Погромец от А.И. Тювакина и Н.И. Мащинова –записаны наигрыши, исполненные на балалайке и железных ложках. Трек №1 «Барыня»

В Чернянском районе широкое распространение получил инструмент под названием Бубен. Так здесь называли большой барабан с медными тарелками, которые прикреплялись сверху на ребро. Сегодня в качестве бубна используют большой барабан духового оркестра. Самодельные бубны были меньше по размеру, для их изготовления использовались выделанные шкуры собак, которые затем стягивали железными ободами. Наигрыши на бубне и гармони записаны в селе Русская Халань Чернянского района от М.А. Сбитнева и Н.Ф. Сбитнева (экспедиция БГЦНТ 1998 г.). Трек №2 «Краковяк»

В селе Сергиевка Краснояружского района также играли на бубне. Бубны делали разных размеров. В селе бубен называли бубон.

В Ивнянском, Ракитянском, Краснояружском районах играли на косе. Коса входила в состав инструментального ансамбля вместе с рожками, дудками, балалайкой, скрипкой. В косу били мужчины.

В селе Русская Халань Чернянского района бытовал ударный инструмент – треугольник, изготовленный из шомполов. Инструмент называли трензель. Его включали в состав инструментального ансамбля вместе с балалайкой, мандолиной, гитарой, железными ложками.

Духовые народные инструменты

Из духовых народных инструментов, бытовавших в области наиболее известны «калюки», «пищики», дудки, рожки, «кугиклы».

Травяные дудки – в народе «калюки» – бытовали в Алексеевском, Красногвардейском, Красненском, Новооскольском районах.

Калюки – род натуральной продольной обертоновой флейты, свистящий инструмент.

Для изготовления инструмента брали пустотелый стебель зонтичного растения или колючего татарника. Его прочищали тонкой хворостиной от перепонок, если они были в стволе. Длина инструмента составляет длину вытянутой руки музыканта 70-80 см. Одну сторону будущего инструмента срезают наискось под углом 45 градусов. На корпусе травяной дудки нет игровых отверстий. В качестве игрового используется отверстие, как у свистка, расположенное с торца инструмента. В процессе игры на калюке выдувают натуральные обертоны. Играют мужчины. В живой традиции этот инструмент не сохранился. Используют творческие коллективы, инструмент делают из современных материалов.

Одинарная или двойная жалейка – язычковый пастуший инструмент, в народе «пищики», широкое распространение получили в Алексеевском, Красногвардейском, Красненском районах. Инструмент сезонный, изготавливался осенью из хорошо высушенного камыша темно-желтого цвета. Для двойной жалейки вырезали две фаланги равной длины. Очищали от сердцевины и перегородок. Вырезали язычок. Если пищик не пищал, на язычке делали насечки, надрезы крест, накрест. Звук инструмента должен быть ясный, звонкий. Делали игровые отверстия для пальцев, на одном пять или шесть, на другом три. Готовые пищики вставляли в рог. Рог должен быть только бычий. Его предварительно варили на огне в течение пяти шести часов, вычищали, делали разрез, куда вставляли пищик. Конструкция двойной жалейки позволяла исполнять наигрыши на два голоса.

В 1996 году (экспедиция БГЦНТ) от Воронкова Федора Григорьевича 1914 г.р. жителя села Казацкое Красногвардейского района, были записаны технология изготовления инструмента, наигрыши, исполненные на двойной и одинарной жалейке. На сегодняшний день эту традицию продолжает Нечаев Виктор Иванович, житель села Нижняя Покровка Красногвардейского района. Он обучает молодое поколение изготавливать инструмент. Своим учителем Виктор Иванович считает Сычева М.В. Трек №3. «Степная»

В Ивнянском, Ракитянском, Прохоровском, Краснояружском районах бытовали дудки с пятью или шестью игровыми отверстиями. Играли исключительно мужчины. Изготавливались из ветки клена, черемухи, бузины.

В селах Ракитянского, Ивнянского, Краснояружского районов бытовал рожок. Рожок состоял из трех разных частей: коровий рог, дудка, пищик. Коровий рог для инструмента брался крупного размера. Предварительно его распаривали, варили в кипятке. Внутреннюю часть рога выскребали до тех пор, пока его стенки не становились тонкими. Острый конец рога опиливали и в этом месте делали отверстие для дудки. Широкий край рога украшали, раскаленной проволокой выжигали узорную кайму.

Дудку для рожка вырезали из калины. Заготовку для дудки с внутренней стороны прокаливали горячим железным прутом, освобождая от сердцевины. На дудке вырезали пять игровых отверстий. В дудку вставлялся пищик, вырезанный либо из камыша, либо из гусиного пера. На пищике вырезался язычок. Затем дудку плотно вставляли в рог. У А.Т. Карякина жителя с. Меловое Ракитянского района сохранился старый, сломанный инструмент. В нем отсутствует половина дудки, и пищик. Это все, что осталось в селе в память об инструменте (экспедиция БГЦНТ 2000 г).

Также в Ивнянском, Ракитянском, Краснояружском районах бытовал духовой инструмент, на котором играли только женщины. По описанию и технологии изготовления инструмент похож на «кугиклы», инструмент, получивший широкое распространение в соседней Курской области.

Инструмент делали из камыша. Он состоял из нескольких отдельных камышовых трубок – дудочек разной длины, но одного диаметра. Для каждой дудочки брали одно колено камыша вместе с внутренней перепонкой, которая закрывала с одной стороны сквозное отверстие. Остальные дудочки вырезались аналогично, только каждая последующая была короче предыдущей. Между собой дудочки связывались нитками. Играли на этом инструменте в ансамбле с рожком, дудками, балалайкой, скрипкой.

В военные и послевоенные годы в качестве музыкальных инструментов в селах области использовали гребенки. По размеру они были маленькие и большие. Маленькие были для чесания волос, большие для «намыки» - обработки конопли, из которой делали нить для прядения. Чтобы гребенка издавала звук, между ее зубьями вставляли небольшой листок бумаги и дули как при игре на губной гармонике. Игра на гребенках сопровождала исполнение частушек, страданий, плясок.

В Краснояружском районе весной делали «ревуны» из коры орешника. Кору с ветки срезали спиралью, закручивали в рог. С широкой стороны «ревун» скреплялся маленькой палочкой, по форме напоминавший прищепку. Узкий конец «ревуна» срезался. Инструмент издавал один ревущий звук. Отсюда и название инструмента.

Струнные народные инструменты

Самым распространенным из струнных инструментом в быту сельских жителей была балалайка. Центром балалаечной фольклорной традиции являлись Волоконовский, Валуйский, Красногвардейский районы. Отличительной чертой сельских балалаечников являлось то, что они не имели профессионального музыкального образования, играли исключительно по слуху. Популярным строем народной балалайки стал гитарный строй (мажорное трезвучие). Реже встречался «минорный» и «балалаечный». Использовались как трехструнные, так и шестиструнные балалайки, они могли быть промышленного или кустарного производства. У жительницы с. Круглое Красненского района Шеншиной Анны Андреевны сохранилась самодельная шестиструнная балалайка с деревянными колками. Балалайку изготовил муж Анны Федоровны, в шестидесятые годы прошлого века. Колки у балалайки деревянные, во время игры их смачивали водой, чтобы они держали строй.
Кустарные балалайки мастерили из той породы деревьев, которые росли в данной местности и более-менее подходили для изготовления инструмента – это могли быть сосна, осина, клен, верба.
Шестиструнные кустарные балалайки делали и в Краснояружском, Чернянском районах. В селе Теребрено и Графовка Краснояружского района её мастерили из клена. Здесь балалайку называли «Балалабайка». В селах Русская Халань, Кузькино Чернянского района балалайки делали из груши и липы. Балалайки кустарного производства свободно можно было купить на ярмарке в поселке Уразово Валуйского района.
Обычные балалайки переделывали в шестиструнки. Для этого прикрепляли добавочные колки, на которые натягивались дополнительные струны.

Фабричные балалайки подвергались некоторой переделке. В основном это касалось подставки под струны, которую называли «кобылкой», её стачивали, приближали к ладам. Меняли струны, ставили металлические, которые делали из кусков тонкой металлической проволоки. После войны брали обрывки проводов немецкого телефонного кабеля, позже из сеток пчелиных ульев или тормозных тросиков.

Основной репертуар балалаечников это частушечные, плясовые наигрыши – «Страдания», «Семеновна», «Матаня», «Подружка», «Цыганочка», «Барыня», «Гопачок», «Краковяк» и другие.

Встречались наигрыши, бытовавшие в одной, конкретной местности.

Так в селе Меловое Ракитянского района (экспедиция БГЦНТ 2000 г.) от А.Т. Корякина записаны наигрыши «Под дудки» – строй гитарный, «Фомушка» – строй «балалаечный». Треки № 4, «Дудки» №5 «Фомушка»

В Ивнянском районе от Розенькова Никиты Ильича 1931 г.р. уроженца Курской области с. Бабино, и с 1981 г. проживающего в с. Верхопенье Ивнянского района, записаны балалаечные наигрыши. Один из них – «Тимоня» (экспедиция БГЦНТ 2002г). Трек №6 «Тимоня»

Наигрыш «Камаринская» встречался практически во всех районах области. В Красногвардейском районе от Харыбина Александра Тихоновича записана «Камаринская» села Малобыково (экспедиция БГЦНТ1996 г.) Трек №7 «Камаринская».
Помимо отдельных исполнителей на балалайке существовали ансамбли балалаечников. Чаще всего были распространены дуэты балалаек, где один балалаечник ведет первую партию, другой – вторую. В селе Вольчья Александровка Волоконовского района записаны наигрыши от дуэта балалаечников А. В. Аничина, И.И. Ракитянского (экспедиция БГЦНТ 1996 г.) Трек № 8 «Страдания».

Наиболее ярким примером ансамблевого исполнительства на балалайке является село Фощеватово Волоконовского района. От балалаечников Гавшина И.Ф. (1929 г.р.), Михайлова И.Ф. (1929 г.р.), Ватутина В.К. (1931 г.р.) записаны наигрыши «Барыня», «Камаринская», «Семен», «Побреду», «Подружки», «Дуся». Трек № 9«Камаринская», №10 «Дуся».

В селе Захарово Чернянского района сохранились сведения об интересной традиции изготовления особого инструмента, который имитировал звук скрипки. Делали его из ствола подсолнуха, который срезали, когда растение начинало только созревать. Вычищали сердцевину. С внешней стороны, по длине ствола (будущего грифа инструмента), осторожно соскребали ножом верхнюю часть, пока не появлялись продольные волокна, похожие на нитки, это струны инструмента. Под «нитки-струны» подкладывали небольшие палочки, размером со спичку, Они служили подставкой под струны, Для смычка использовался кусочек ствола подсолнуха, размером со спичку.

Инструментальные ансамбли

В 30-50 годы двадцатого века в селах области пользовались популярностью смешанные инструментальные ансамбли, в которые входили балалайки, семиструнная гитара, мандолины. У каждого инструмента в таком ансамбле была своя функция. Одна, две балалайки, настроенные в разных строях несли гармоническую и ритмическую основу. Мандолина – мелодическую линию, семиструнная гитара поддерживала басовую основу, и в целом укрепляла гармонию. Позже в такой ансамбль вводили гармонь. К сожалению, полный состав такого ансамбля записать не удалось.

В селе Тимоново Валуйского района записан дуэт – балалайка (И.Кузнецов), мандолина (Н.Кузнецов), (экспедиция БГЦНТ 1997 г). Трек №11 «Камаринская».

В селе Большебыково Красногвардейского района (экспедиция БГЦНТ 1996 г.) записан ансамбль: балалайка (Щербинин Д.Н.), гармонь, балалайка (Япринцев П.Д.), семиструнная гитара (Капустин Д.С.). Трек №12 «Страдания»

В селе Камызино Красненского района до середины 90-х годов прошлого века существовал самобытный оркестр народных инструментов. В состав оркестра входили домры, балалайки, семиструнные гитары, мандолины. Уникальность этого коллектива состояла в том, что такой большой по составу участников коллектив не пользовался нотной грамотой. Репертуар оркестра составляли народные мелодии, плясовые и частушечные наигрыши.

Оркестр неоднократно принимал участие в областных конкурсах оркестров и ансамблей народных инструментов. Руководил коллективов Брылев Федор Васильевич. К сожалению после смерти руководителя коллектив распался.

В селе Теребрено Краснояружского района до войны существовал «струнный хор». В состав инструментов хора входили – балалайки, гитара, мандолина, скрипка, гребенка, пионерский барабан, «соловей» (глиняный свисток».

В селах Захарово, Волково, Огибное Чернянского района встречались смешанные ансамбли, в состав которых входили инструменты – скрипки, мандолины, гитары, балалайки.

В селе Ездочное Чернянского района, существовал скрипичный ансамбль – 2 скрипки, контрабас, бубен. Музыканты скрипачи нотной грамоты не знали. Скрипку называли «малая музыка», контрабас «большая музыка».

Гармонь

Сегодня живой инструментальной традицией в селах области является традиция исполнительства на гармони. В начале прошлого века в селах играли на гармониках с «немецким» или «русским» строем, но с появлением хроматической гармони инструменты с этими строями из бытового употребления вышли и практически не встречаются. Гармонь с «немецким» строем сохранилась у Рыбалко И. И (1919 г.р.) жителя села Тишанка Волоконовского района, он купил ее в г. Харькове в 1940 г.

В с. Теребрино Краснояружского района гармошку с «немецким» строем называли «простая». Когда в селе появились «хромки», многие гармонисты переделывали свои гармони с «немецкого» строя на «хромку». В селе Косилово Грайворонского района жил мастер Дмитрий Иванович Ханюков. Он занимался изготовлением и переделкой гармоник. В работе он использовал древесину ольхи, картон, лайку, пуговицы. Готовая гармонь расписывалась рисунками.

Народные инструменты – это ценный пласт многогранной русской культуры и наша задача состоит в том, чтобы исполнительство на них не ушло из народного быта, а сохранялось, развивалось и передавалось из поколения в поколение.

Автор: Старший научный сотрудник ГБУК «БГЦНТ» – Г.А. Анищенко.

Аудиозаписи

1

Яндекс.Метрика
2010-2017 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.