Потешки, пестушки, небылицы:

Материнский фольклор (фольклор для детей) не ограничивался только убаюкиванием. Дети растут и нуждаются в новых формах развлечения, воспитания. Сейчас современная медицина применяет различные массажи и физические занятия для младенцев. А у наших предков существовали «пестушки» - способы развития малыша с помощью своеобразной игры, когда мама выполняла движения «за малыша», играя его ручками, ножками, сопровождая движения незатейливой песенкой.

Проснувшегося малютку, мама ласкала, поглаживая тельце легкими массажными движениями, нежно напевая:

Тяни холсты, потягивай,

В коробочку покладывай.

Это мамин холст, этот папин холст,

А Мишин холст с мышиный хвост.

Или так:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок.

Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный "всплеск", потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое "обучение" малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, "подскоки" и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

А качи, качи, качи,

А мы ели калачи.

А один мальчик

Обжег пальчик,

А другой мужичок

Обжог язычок.

Нарядили бабку

В тряпочную шапку,

А поп испужался,

Гарбузом закусил

И домой пошёл.

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

Ладушки-ладушки,

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? – Бражку.

Попили, поели,

Шу, полетели, на головку сели. (Руки ребенка разводятся в стороны и кладутся на голову).

Обучая малыша ходить, мама держала его за ручки и, отступая назад, аккуратно вела его за собой, приговаривая:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Маленьких детей пестовали забавляя, успокаивая, отвлекая, а нередко просто комментируя движения и действия, сосредоточив внимание именно на ребенке. Вовремя купания приговаривали:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

В пестушках свою любовь к внукам выражали бабушки, используя самые разные нежные слова, эпитеты, сравнения:

Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,

Бай, бай, бай, бай,

Моя внучечка,

Золотая,

Спи, спи, спи, спи,

Успокойся,

Бабушку не тревожь,

Бабушку не беспокой.

Или такая пестушка:

Ой, унуненка, ой, унуненка,

Унучаточка, моя милая,

Ах, серденько моя жалкая,

Моя сладкая,

Моя ягодка ох, вкусная.

А дили, дили, дили,

На поличике блины.

Блины мазаные, не показанные.

Завтра праздник воскресенье,

Бабы пышек напекут,

И помажут и покажут,

А покушать не дадут.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками, притопывание и т.д.

Вспомним известную и сегодня потешку:

Сорока-ворона

Кашу варила,

Детей кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Печь не топил,

Кашу не варил,

Детей не кормил.

Тут лес, тут крыница,

А тут холодная водица.

Эти немудреные слова потешки несут ребенку массу информации: и элементарное понятие количества (мало, много), и сведения о том, как готовится пища, дается и нравственный урок: не работал, ленился, вот и наказан. А ещё вместе с пестушкой оказывается физическое воздействие: загибаются и разгибаются пальчики, производится легкий массаж ладони ребенка. Эти упражнения развивают тактильные чувства ребенка и моторику пальцев, что как известно, положительно влияет на развитие речи. А последние слова «Тут лес, тут крыница, А тут холодная водица» предназначены для отвлечения ребенка. Лес - указывают пальцем на ладонь малыша, крыница – внутренняя сторона локтя, а «холодная водица» - щекотание под мышкой.

Для детей чуть старше были предназначены пестушки вопросно-ответного характера. Они похожи на бесконечные детские вопросы: «Почему», «Зачем», «Куда», и мудрые, ёмкие, но очень короткие родительские ответы. Ведь каждый взрослый знает, чем длиннее ответ, тем больше вопросов у ребенка возникнет.

Лазарь ты Лазарь,

Слепой выпуклазый.

По подлавичью лазил,

Искал свою книжку.

И где ж эта книжка?

Под печку ушла.

И где ж эта печка?

Быки завалили.

И где ж эти быки?

Дубья побили.

И где ж эти дубья?

Черви поточили.

И где ж эти черви?

Гуси поклевали.

И где эти гуси?

В камыш ушли.

А где этот камыш?

Девки пожали.

А где эти девки?

Замуж по отдавали.

А где ж ихни мужья?

На печи, на службе.

Соломать едя,

Аж ложки гремя.

Небылицы

В селах Белгородской области был записан особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

А где это видывано, а где это слышавно,

Чтобы курица барана родила,

Кочережка яйцо снесла,

В камялу да раскудахталася,

Красна девушка расплакалася.

От чего ж она расплакалася?

Почему она разрюмилася?

Безрукий яйцо украл,

Безногий крутогор побежал.

А слепой подглядывал,

А глухой подслушивал.

Или такая:

Как я то стара старинку скажу,

Старинку скажу старую, давнею.

Старинку скажу старую, давнею,

На печи мужик пашеньку пахал.

Пашеньку пахал, конопки рассевал,

А на дубу свинья гнездо свила.

Гнездо свила, да яиц нанесла,

Яиц нанесла, да детей вывела.

Пятьдесят поросят а все свиночки,

А все свиночки, все касатаи.

А все касатаи, полосатаи.

А сама свинья на дубу сидит,

На дубу сидит на детей глядит.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Исполнение таких песенок способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

С тех пор, как появились колыбельные напевы, веселые пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, поговороки и пословицы, загадки и сказки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь.

Дорогие мамы и бабушки, пойте свои чадам колыбельные, забавляйте их пестушками и потешками, дарите им свою любовь и внимание.

Н.В. Кривчикова

Яндекс.Метрика
2010-2018 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.