« Февраль 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    

Колыбельные песни:

В крестьянской семье всегда трепетно и очень ответственно относились к появлению на свет ребенка. Для него готовили колыбель, сбитую из досок или сплетенную из лозы, выстилали её соломой и домотканым полотном и подвешивали в самом защищенном в доме месте – у русской печи. В изголовье колыбели в солому клали топор, укрывали её материнским свадебным покрывалом (миткалью, марлей), малыша - сразу после рождения - заворачивали в отцовскую рубаху. Все это делалось с одной целью – защитить малыша от порчи, сглаза и болезней.

Сегодня каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы "усыпить" свое чадо. А ведь испокон веков существовало универсальное "снотворное" средство для детей и взрослых - колыбельные песни. Они успокаивают и воспитывают, они убаюкивают и ласкают, а в давние времена рассматривались как особые обереги и составляли основу материнской педагогики, испытанной веками.

Ритмика колыбельных песен монотонно-успокаивающая. Мерно раскачивая люльку, тихо в такт дыханию напевала женщина однообразную, незатейливую мелодию, чтобы скорее заснул младенец.

Баюкающие песни, прибаютки, по своему образно-музыкальному строю имеют древнюю основу заговора, приближаются к молитвенному состоянию. Баюшки именно распевались матерью ночью над младенцем, т.е. произносились в определенном ритме, звуковысотности, с элементами рифмы, так как наши предки знали, что слово, сказанное необычным способом, произнесенное со значимостью, гораздо белее весомо, влиятельно и имеет большую силу, чем обыденная речь.

Тексты колыбельных песен Белгородского края являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей, общиной, сферой труда и простого быта, дающих маленькому человечку первые познания окружающего его мира.

Часто в колыбельных описываются «ночные» животные - те персонажи, которые олицетворяли вечернее или ночное время суток: «кот и кошка» – ночью выходили на мышиную охоту, а в древности считались животными, связанными с двумя мирами; «заяц» – ведь на самом деле эти зверюшки посещали деревенские огороды ночью в поисках еды; «голуби», «гули» – описываются как вечерние птицы, севшие на люльку (насест).

Колыбельные песни с описанием таких животных, обычно адресованы самому ребенку, и животные пытаются укачать, приласкать малыша, предлагая ему на выбор различные угощения или подарки.

Ой, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели на люли.

Они стали ворковать,

Нечем Ваню годувать.

И нет бубличка с медком,

И не кашки с молочком.

Нередко в колыбельных мамы сами призывали к себе на помощь таких животных.

Коту серый, коту белый,

Не ходи ты коло хаты,

А йди к нам ты ночуваты,

Там Марусю колыхати.

 Всем известна колыбельная песня «Баюшки, баю, не ложися на краю». На Белгородчине её поют по разному и относительно мелодии и относительно текста. Но основной идей этой «баюшки» является своеобразное предупреждение, даже поучение «о крае». Ведь младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница, переход которой грозит падением.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И положит под кусток.

А еще обращается внимание ребенка на существование как бы двух миров: теплого дома, внутри которого находиться колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок.

Колыбельные песни несли в себе не только успокоительную функцию, но и воспитательную. Не мало звучало над колыбелькой поучительных историй, в которых кот – воришка или зайцы были наказаны за свои проделки:

А баюшки, баюшки.

А ты котя, ты коток,

Тебе серенький лобок,

Украл бабушки клубок.

А бабушка догнала,

За чуб котю подрала.

Не учись котя воровать,

А учись, котя, работать.

Пойди ты у хижечку,

Найди себе мышечку

И съешь у затишечку.

А Санюшка спит, спит, спит.

Я его буду качать,

И сказками забавлять.

 

А баенки, баенки,

Прибегали заиньки.

Всю капусту пощипали,

В чисто поле убежали.

А мы зайчиков найдём,

Уши серые намнем.

 

Пошёл котик на той бок

И к бабушке в погрябок

По смятанку по творог,

По кислое молочко.

А бабушка вловила

И котика прибила.

Не ущись котик воровать,

А вчись, серай, работать.

На ток ходити,

Гречку молотити,

Лапками согрябать,

Хвостиком замятать.

Дадим коту хлебко.

Не где коту сести

И хлебушка съести.

 

Во многих колыбельных песнях перед ребенком открывается ему еще незнакомый мир, мир взрослых, их занятий, увлечений, работы, мир обычного повседневного быта.

…А баю, баю, баю,

Дед ушел за рыбою.

Мать ушла коров доить,

А отец дрова рубить.

 В ходе экспедиционной работы в селах Белгородской области были записаны и довольно необычные колыбельные. Их напев также монотонен, ритмичен, но текст, содержание не имеют ни какого отношения к самому ребенку или к теме сна. Это песни исторического содержания о «татарском полоне», характер колыбельных которым придают только мелодии и припев: "баю-баюшки" или "люли, лю-ли-лю".

 Вот так колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, представленных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которым должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

И еще о положительном влиянии колыбельных.

Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню - значит мгновенное включение тех же самых механизмов.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

 

 Н.В. Кривчикова

Яндекс.Метрика
2010-2018 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.