Маргоски, Лолынки:

     Одним из особенных праздников можно назвать день, посвященный женам мироносицам. Отмечают его в третье воскресенье после Пасхи и всю следующую за ним неделю. Согласно Евангелию, женщины, которые пришли из Галилеи в Иерусалим вместе с Христом, рано утром на третий день после погребения Иисуса пришли ко гробу Господню, чтобы омыть его тело миром - благовониями. По преданию, они стали первыми свидетельницами Воскресения Спасителя. Подойдя к гробнице, они увидели, что вход в нее открыт, а, войдя внутрь, обнаружили, что тело Христа отсутствует. Их охватило недоумение и печаль, но вдруг пред ними предстали два ангела, которые сказали: "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: он воскрес..." (Лука. 24: 2-6). Возрадовавшись, жены отправились назад, в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть ученикам, и на дороге их встретил сам Иисус.

     В ходе экспедиционных исследований сотрудников Белгородского государственного центра народного творчества в некоторых районах нашей области старожилы поведали об особом названии этого праздника - "Моргоски" (Краснояружский, Грайворонский районы), «Лалынки» или «женский (бабий) праздник» (Красногвардейский, Красненский районы). Из названия сразу становится понятно, что день этот был посвящен женщинам, и отмечался в сугубо тесной компании, мужчин в которую не допускали. И не только мужчин. По рассказам старожил, в этот день собирались вместе замужние женщины, имевшие детей и не утратившие еще репродуктивных функций. Молодухи, недавно вышедшие замуж, могли принять участие в празднике лишь по приглашению, а незамужние девушки и пожилые женщины вовсе были здесь незваными гостями.

     Женщины собирались всем селом, или отдельными группами вместе, брали с собой еду (обычно кашу, вареные крашеные яйца, сырые яйца для яичницы, хлеб, квас) и отправлялись в лес или в сад. Там в тени деревьев устраивался общий обед, во время которого обсуждали деревенские и семейные дела, старшие делились опытом семейной жизни с молодухами. После трапезы начиналось гулянье с песнями, танками и карагодами.

     В Грайворонском районе незамужние девушки в этот день тоже ходили в лес, чтобы погадать. Для этого брали деревянные ложки, связанные веревкой, подбрасывали их вверх и смотрели – чьи ложки выше подлетят – у той жених будет высокий, а чьи зацепятся за ветку дерева – жених будет рябой.

     Уже вечером парни и девушки, мужчины и женщины, все вместе ходили на «граню» , где варили кашу, жарили яичницу, угощались каравайцами, пели и плясали.

     Возможно на Белгородчине слишком давно отмечали Моргоски по старинным правилам, поэтому в памяти старожилов сохранилась лишь малая толика информации.

     В других же областях России этот день был более насыщен специальными ритуалами. В Орловской губернии женщины совершали ритуал «кумления». В лесу каждая снимала с себя нательный крест, вешала его на ветку ракиты. К нему подходила другая женщина, крестилась, целовала крест, одевала его на себя, а свой вешала на ветку. Затем трижды целовалась с владелицей креста и до Духова дня считалась её кумою.

      В других регионах, например в Яранском краю, этот праздник назывался «Шапшиха». После обедни в храме и молебна Мироносицам, женщины направлялись в лес, где устраивался пир, а поздним вечером пляски. Только в этот вечер женщины, не стесняясь, благодаря отсутствию мужчин, веселились до того, что под конец пира, сбрасывали с себя платки и головные уборы замужних (чепцы), пели и плясали простоволосыми. Являться в таком виде перед посторонними считалось в высшей степени зазорным и непозволительным для всякой порядочной женщины, поэтому со временем эта традиция сошла на нет.

      Сейчас на Белгородчине праздник Моргоски ушел в лета, и уже не отмечается даже пожилыми селянками.

 

Старший научный сотрудник ГУК «БГЦНТ»

Н.В. Кривчикова

 

Яндекс.Метрика
2010-2018 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.