« Сентябрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Законы организации и проведения театрализованных представлений:

Режиссура юбилейных торжеств

Важной группой театрализованных представлений являются юбилейные праздники республик, городов и сел, а также личностные юбилейные торжества, к которым можно отнести празднования юбилеев и круглых дат отдельных известных людей, творческих коллективов и предприятий.

Юбилейные праздники городов, сел и других населенных пунктов несут углубленный социальный смысл именно благодаря мемориальному слою культуры. Характерная их тенденция – углубление связей с трудом и жизнью конкретного региона. Родившись в послевоенные годы как традиционная акция, включающая подведение итогов деятельности какой-либо республики, города, села, микрорайона, улицы за определенный период, мемориальное действо стало запрограммированной и педагогически обоснованной системой влияния на личность. Высокая эффективность его воспитательного воздействия обусловливалась в первую очередь изучением и учетом запросов, интересов, психологических потребностей участников театрализованного действия в данном регионе, во-вторых, созданием оптимальных возможностей не только для отдыха и развлечения, но и для проявления социальной активности и творчества.

Следует подчеркнуть, что развитие юбилейных праздников шло по двум основным направлениям. С одной стороны, несколько помпезные художественно-спортивные театрализованные действия на стадионах, такие как: 250-летний юбилей Ленинграда, 950-летие Ярославля, 100-летие Владивостока, 1500-летие Киева, 2000-летие Ташкента, 700-летие Ровно, 300-летие Тамбова и др. Затронув бесспорно богатейший мемориальный слой культуры, эти празднества остались хоть и яркими, но все же в большой степени зрелищами.

Наибольший интерес юбилейные праздники вызвали там, где были демократично обращены к самым широким массам людей, а поиск образности опирался на исторические ассоциации в контексте организации пространственной среды. Стало традицией во многих городах страны к их дню рождения реставрировать, восстанавливать часть старинного города. Тем самым дается толчок к новым поискам театрализованного действия в контексте сценарно-режиссерского замысла. Примером может служить старый Тбилиси – место проведения «Тбилисобы», Подол в Киеве, где каждую весну проводится фестиваль-ярмарка, Арбат в Москве, Петропавловская крепость в Ленинграде и другие мемориалы. Этот список можно продолжать, но важно всегда акцентировать внимание на проблемах этических и вкусовых в поиске решения юбилейного театрализованного действия.

Законы публицистического театра прослеживаются в юбилейных торжествах, так как, объединение документального материала с художественным при создании театрализованного представления позволяют создать красочные картины разных времен: Петра I; Пушкина и декабристов; Блока и Маяковского, встречающих революцию, этот список можно продолжать до бесконечности.

Анализ юбилейных театрализованных действий позволяет сделать вывод о том, что особенно интенсивно в последние годы складывается система уличных праздников. Она состоит из достаточно устойчивых элементов воплощения идейно-тематического замысла. В первую очередь это событийно-историческая образность и пластическая выразительность, которые достигаются с помощью точного отбора документального материала (фоно-, фото-, эпистолярного), знакомства с жизнью и деятельностью реальных людей, с чьими именами связано прошлое, настоящее и будущее города, села, улицы. Помимо этого, юбилейные праздники любых населенных пунктов представляют собой своеобразный отчет живущих в них людей, рассказ об их делах, достижениях, радостях.

Тем самым мемориальный слой культуры позволяет наполнить живым теплом памяти каменные страницы истории, а театрализованная форма их прочтения – сплотить вокруг написанного портрета города массы участников праздничного действия, объединенных верностью ее историческому прошлому.

***

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

При постановке массового праздника режиссеру приходится, прежде всего, решить для себя, где уместнее провести представление – на центральной площади города или на поляне в лесу, у стен архитектурного памятника или на стадионе. И выбранное место действия потребует особых, выразительных средств. Иногда выбранное место действия подсказывает режиссеру замысел представления.

В первую очередь рельеф и архитектурные особенности местности продиктуют режиссеру и художнику определенное конструктивное решение игровой площадки, учитывающее размещение больших масс зрителей и исполнителей, возможности их выхода и ухода, проблемы сосредоточения и переодевания и т.д. В зависимости от ракурса режиссер наметит основной принцип мизансценирования – горизонтальный, вертикальный, диагональный. В ряду необычных средств театрализации, которыми располагает режиссер при организации праздничного пространства, стоят различные силы природы: огонь, вода, свет солнца или луны и т.д.

Яркий пример использования воды – в описании международного фестиваля молодежной песни «Красная гвоздика» в Сочи, поставленный в новом киноконцертном зале «Фестивальный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала было одно конструктивное достоинство – лед для выступления фигуристов. Лед был не нужен в данном представлении, но щиты сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили водой. Белые ажурные конструкции на черном водяном зеркале, композиции из цветов на водяной глади, световые блики, рябь и силуэты певцов, отраженные водой и проецировавшиеся на громадный киноэкран, создали очень красивое зрелище. В таких представлениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеобразный водяной занавес, чтобы скрыть рабочие моменты.

В вышеприведенном примере место действия само становится главным действующим лицом. Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, огромную роль для восприятия также играют вызываемые данным местом исторические ассоциации. Как невозможно представить себе карнавал в храме, так же трудно представить траурный митинг на аллее аттракционов в парке.

Начинающих режиссеров следует предостеречь от попыток «подмены» места действия. Зачастую, вместо того чтобы использовать неповторимые особенности того или иного места, режиссер выстраивает привычную стандартную сцену и на ней, не утруждая своей фантазии, ставит все представление.

Надо отметить, что на сценографию влияет и время проведения праздника, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении театрализованного действа. Это могут быть снежные горки, сказочные избушки, мифологические чудища, вылепленные из снега, разукрашенные красками и облитые водой – зимой; гирлянда цветов, закрепленные венки, украшенные снопы, наряженные березы – летом и осенью.

Любое представление обретает свою художественную заразительность и силу через определенную стилистику мизансцен, через их характер, через темпоритм их движения. Как танец – язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен – язык режиссера.

Чтобы строить мизансцену грамотно, режиссеру следует знать некоторые законы композиции пространства. Первое – необходимо чувствовать мизансценическую ось – середину первого плана сцены в высоту человеческой фигуры. Второе – учитывать закон восприятия человеческого глаза, который оглядывает сцену слева направо. Это означает, что композиция в левой части – предварительна, взгляд как бы гонит ее в правую часть. Например, легко и быстро бегущего выгоднее пустить слева направо, ибо глаз зрителя будет как бы подгонять его. При движении с трудом, против ветра, против воли, режиссеру выгоднее выстроить движение справа налево, ибо глаз зрителя тоже будет как бы преодолевать препятствие. Композиция справа как бы тяготит к окончательности, к значительности, к монументальности.

Построение мизансцен также связано с использованием трех планов сцены. Первый план допускает большую свободу движения и становится основной плоскостью построения мизансцен.

Второй план дает возможность воспринимать человеческую фигуру целиком. Поэтому на втором плане хороши выходы, построение атмосферы жизни группы людей.

Третий план удален, он хорош для построения монументальных композиций и игровых кусков с динамичным движением.

Интересно можно строить мизансцены, используя не только глубину и ширину сцены, но и третье измерение – высоту. Для этого используются станки, пандусы, фурки, лестницы, мостики, канаты.

Важное значение в построении мизансцены имеет ракурс, то есть разворот тела актера по отношению к зрителю. Более всего используется фас. Он раскрывает всю фигуру актера, его лицо и глаза.

Одной из форм театрализованных представлений на открытом воздухе являются художественно-исторические постановки. Они многим отличаются от представлений в городской среде. Естественно, что и зритель попадает в другие условия, хотя зачастую его участие здесь сильно ограничено, но все остальное занимает зрелищность.

В 1997 году праздновалось 755-летие Ледового побоища. У храма Святой Софии собрались войска в шлемах, кольчугах, с мечами и копьями. Шум от ударов мечей заглушал все остальные звуки. Можно было представить, как сражались наши предки. Зрителям запомнился и строевой парад, и древнерусские песнопения, и воинский обряд поминовения героев битвы на Чудском озере.

Эти выступления стали в городе традиционными, что доказывает растущую популярность такой формы представления, как художественно-исторические постановки.

Бородино в русской истории – это величайшая битва, в которой полегло немало храбрых воинов с обеих сторон, и символ воинской славы, и вершина полководческого гения Кутузова. А с некоторых пор это еще и грандиозный исторический праздник. Режиссером-постановщиком их много лет выступал В.Дёмин, представляя каждый год новые решения темы. Приведем пример одной постановки.

Группа подъезжает на автобусе к Бородинскому музею, их встречает солдат в форме того времени. Затем вместе с экскурсоводом едут по полю, все осматривают. И оживают перед ними страницы учебника истории: вот батарея Раевского, а там ставка Кутузова, а здесь – знаменитое Шевардино, командный пункт французской армии.

Организаторы знают, что одними спецэффектами сыт не будешь! Экскурсантам после посещения музея раздают талоны на полевую кашу. Над мисками дымящейся гречневой каши с тушенкой, приготовленной прямо на свежем воздухе в одной из воинских частей, ненадолго умолкают все разговоры.

Затем всех ждет бивак – лагерь-стоянка солдат 1812 года. Там самое время и место послушать воинские байки. Военно-исторические клубы Москвы ставят небольшие палатки из еловых веток. Есть коновязь для лошадей. Кто хочет, может покататься на лошади, посмотреть, как заряжается ружье или потрогать артиллерийское оружие. Своеобразная подготовка зрителя к предстоящему действию считается оконченной.

Открывают театрализованную часть праздника духовой оркестр и мажоретки (девочки-барабанщицы). Во время церемониала представители военно-исторических клубов, в том числе и детских, после построения поднимаются к Главному монументу героям Бородинского сражения и к могиле П.И. Багратиона, где несут почетный караул.

Затем на площадке перед музеем разворачивается реконструкция одного из боев Отечественной войны 1812 года. В представлении участвуют до ста человек и двадцати лошадей. Но зритель быстро устает от мельканий коней и солдат в странных костюмах. Поэтому воинов 1812 года сменяют десантники из стратегической дивизии из-под Наро-Фоминска. Они знакомят посетителей с реконструкцией современной боевой операции, демонстрируют десятиминутный рукопашный бой и показывают, например, как происходит освобождение заложников. В операциях участвует БТР, специально выстроена стена, наблюдательные вышки, происходят взрывы. После окончания представления, желающие могли осмотреть оружие и пообщаться с актерами.

Театрализованные представления в естественных ландшафтах помогают современному человеку реализовать свой, по выражению Н. Евреинова, «инстинкт театральности», вносят в его жизнь новые, необычные ощущения, дают ему возможность примерить на себя те или иные роли.

***

АКТИВИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Задача сценариста и режиссера массового театрализованного праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в организации аудитории, зрителей. Театрализация при этом выступает как особым образом организованное и художественно оформленное действие масс. Уместно вспомнить здесь высказанную еще в 1919 г. известным театроведом П. М. Керженцевым мысль о том, что «празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится активным действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем... Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс – нет и празднества, нет и радости».

Совершенно идентичная документально-художественная канва праздников может вызвать совершенно различный эмоциональный накал в зависимости от того, как понимается суть методики театрализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в добротную литературно-музыкальную композицию в честь победных свершений, в спектакль для собравшихся, в другом – явится резонатором действия в эпизоде. В центре же его будут находиться конкретные герои, их торжественные проходы и шествия, напутствия ветеранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллективные действия, превращающие театрализованный праздник в массовое реально-художественное выступление.

Действие реальной массы – это тот фактор, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным текстом, мнимой торжественностью и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, – писал Б. Брехт, – пытаясь придать какому-либо делу значение, которого оно начисто лишено. Когда дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность». Отсутствие коллективного художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем.

Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на основе внеэстетического материала. Характерной особенностью такой деятельности является также ее высокая эмоциональная насыщенность.

Необходимо учитывать следующие основные типы реального действия: коллективные выходы и шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички; церемониальные действия; игровые действия. Каждый из них, в свою очередь, разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника.

Коллективные выходы и шествия, реальное действие в виде различного рода коллективных проходов героев театрализации принципиально меняет форму и настрой праздничного мероприятия, превращает его из литературно-музыкальной, документальной, сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характера, активизирующее аудиторию, настраивающее ее на нужное восприятие.

При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного праздника. Они могут быть как прологом, что дает эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией – проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия.

Социально-педагогическая ценность включения выходов и шествий в сценарий праздника состоит в том, что они вносят реальное содержание в театрализацию, создают эмоциональную атмосферу единства сценической площадки и всей аудитории, активизируют массу участников действия, предоставляя ей конкретный канал проявления активности, выражения отношения к отмечаемому событию.

Другим типом реального действия массы в театрализованных праздниках являются коллективные выступления, рапорты, переклички, превращающие праздник в коллективную трибуну. Потребность в такой трибуне чрезвычайно велика, так как собственное выступление всегда конкретизирует и выражает отношение человека к событию, дает возможность приобщения к нему.

Этот тип реального действия чрезвычайно разнообразен. Прежде всего, это собственные выступления участников того или иного события. Уникальная воспитательная возможность здесь состоит в том, что любая дата, любое событие рассматривается не в общем виде, а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих масс. Именно сам жизненный опыт масс, актуализированный в выступлениях, превращается в средство идейно-эмоционального воздействия на личность.

Коллективное выступление может проходить в форме рассказа о каких-либо событиях целой группы людей, причастных к ним. Обратимся к театрализованному празднику трудовых династий в г. Горьком. Праздник был построен на коллективных выступлениях представителей наиболее знатных трудовых династий всех районов и крупнейших предприятий города. С помощью таких коллективных выступлений удалось показать целые семьи замечательных тружеников, которые не только демонстрируют высокие результаты в работе, но и ведут за собой детей, внуков и даже правнуков. Выступления представителей всех трудовых династий вызывали активный отклик, встречались дружными аплодисментами.

Наиболее активной разновидностью коллективного выступления является перекличка. Обычно в ней участвуют представители фабрик, заводов, совхозов, различных районов города, студенческих строительных отрядов, т.е. больших коллективных общностей. Такая зримая перекличка, художественно оформленная, усиленная музыкой, песней и другими выразительными средствами, представляет собой реальное действие участников слета. Но в то же время – это зрелищный эпизод театрализованного праздника с коллективными героями и высокой эмоциональной активностью собравшихся.

Итак, мы видим, что коллективные выступления, рапорты, переклички требуют сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении; ставят человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делают своеобразной трибуной масс; обладают широким диапазоном – от единичного до массового выступления.

Третий тип реального действия массы в театрализованных праздниках – церемониальное действие. Он также чрезвычайно разнообразен. Мы видим в нем прежде всего официально принятое, традиционно-торжественное действие, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год и имеющее свой порядок. Принимая тип действия и поведения, традиционный для подобных мероприятий, человек принимает и идеи, которые в этом действии отражаются.

Церемониал имеет отношение не только к датам праздничного календаря, но и ко всем театрализованным формам художественно-массовой работы, которые составляют реальное действие. Торжественной церемонией стали, например, момент выноса знамени на мероприятия любого рода – от тематического вечера до манифестации на площади, зажжение и эстафета огня, принятие клятвы и т. д. Причем каждый раз характер церемонии окрашивается содержанием торжественного события. Так, вынос знамени имеет совершенно разную смысловую нагрузку во время мемориального действия у могилы Неизвестного солдата или открытия спортивных состязаний.

Помимо церемониального действия выделяется также игровое действие. Его существование тесно связано с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающей человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.

Проводя театрализованный праздник с помощью игрового действия, можно, например, превратить празднование 1 Мая в маевку. Сотрудники прямо на рабочем месте получают пригласительные билеты-листовки с указанием прочитать и передать товарищу! На билетах указывается маршрут следования и пароль. В назначенный день участники добираются до места назначения, где «связные», проверив пароль, указывают дальнейший путь. «Патрули» с красными повязками по тропинке проводят прибывших на поляну, где горит костер, негромко звучат песни. В назначенное время начинается художественно-массовое мероприятие, включающее в себя составной частью выступление руководителей предприятий.

Верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает активному эмоциональному настрою собравшихся.

Игровые действия очень важны для театрализованного праздника, так как дают возможность участникам не только сопереживать происходящим событиям, но и самим деятельно проявлять отношение к ним, «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях.

Любое реальное коллективное действие должно быть органично вписано в сценарий. Театрализованное действие для каждой новой аудитории всякий раз является органичной потребностью, а не желанием сценариста. Реальное действие вообще не бывает повторимым, ибо, как гласит мудрость философов, нельзя в одну реку войти дважды.

Скачать материал doc.

***

СУЩНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Режиссура театрализованных массовых зрелищ предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Причем событие здесь понимается не как происшествие, взбудоражившее общественность, а как некий факт, который состоится при любых обстоятельствах – Новый год, День Победы, Международный женский день и т.д.. Исходя из этого, любой праздник можно отнести к событию, которого ждет большая часть населения. Любой праздник, как мы знаем, имеет свои временные рамки (Масленица длится неделю), привязанную (День Победы) или скользящую дату (День ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля) и все праздники повторяются ежегодно. Из этого и возникает необходимость разнообразить праздники: ведь зритель, придя дважды на абсолютно одинаковый (с точки зрения постановки) праздник – День защитника Отечества, в третий раз, к сожалению, больше не придет.

Здесь решающим аспектом выступает именно театрализация. Ведь, что больше всего зрителю запоминается в мероприятии? Сюжет. То есть некая история, в которой существуют герои. Причем зрителю не важно, действительно ли существовал этот герой или же это некий собирательный образ. Зрителю важна именно непрерывная цепочка событий, происходящих на сцене, в контекст которых вплетены художественные номера.

Попытаемся разобраться, что значит театрализовать мероприятие. Это значит, что ваше мероприятие должно иметь единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся новизной, оригинальностью, экспрессивностью, ибо в массовых праздниках все, что видит зритель, всегда постановочно, то есть исполняется впервые и должно поражать, либо трогать, либо восхищать.

Яндекс.Метрика
2010-2019 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.