Народная художественная культура Белгородчины:

Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины/ М. С. Жиров: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – 268 с., ил.

В книге впервые в систематизированном виде предложена стройная научная концепция традиционной художественной культуры Белгородчины в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества.

Издание рассчитано на широкий круг специалистов по народному творчеству, работающих в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях области, студентов, учащаяся молодежь, школьников, всех, кому не безразлична судьба национальной культуры края.

Фрагмент:

Много веков отделяют нас от того времени, когда повелось «баять басни»,то есть рассказывать сказки.В одном документе представлена бытовая сцена: отходящего ко сну боярина забавляет сказками бахарь (сказочник). Известно, что и русских царей тешили сказками. К примеру, Иван Грозный держал при себе слепцов-сказочников, царь Михаил – сказочников Петра Сапогова, Клима Орефина и Богдана Пятяту.

И сегодня сказки – это один из самых легко доступных каждому человеку прозаических жанров фольклора. И сразу сделаем оговорку – и один из самых малоизученных на Белгородчине. Количество записанных сказой местными фольклористами, по нашим данным, не превышает два-три десятка. Большую часть из них составляют так называемые «дитячие сказки», то есть те, что рассказывали пестуньи: бабушки, нянюшки своим питомцам. Вероятнее всего, к жизни они были вызваны педагогическими потребностями: «старай бая, да  поучая, а малай слухая, да вразумея». Нетрудно заметить, что основное тематическое зерно данной группы сказок – нравственные законы народа: тема труда и добра, послушания и уважения, смелости, честноти, дружбы: «Про репку», «Коза и козлята», «Теремок», «Гуси-лебеди» и др.

В жанровом отношении сказки, записанные на Белгородчине, имеют несколько разновидностей. Прежде всего это сказки о «братьях нашим меньших» (животных, птицах, рыбах), социально-бытовые (новеллистические) и волшебные. На наш взгляд, все эти три вида сказок имеют свой ареал распространения и как любой фольклорный жанр интерпретируются с небольшими разночтениями. Так, сказка «Про братца Иванушку и сестрицу Аленушку» несколько разнится в части волшебных превращений главного героя, испившего воды из копытца. Каждая из трех рассказчиц из села Рождествено представила нам своего козленка, ягненка, жеребенка. Источник зла также различен во всех трех представленных вариантах. В одном случае – это злая мачеха, в другом – ведьма, в третьем – сиротство детей, заставившее их «искать на свете лучшей доли-участи». И соучастники счастливой развязки у каждой сказочницы разные: девка-работница, казаки, Иван– крестьянский сын. А вот финал чудесного превращения во всех вариантах один с неизменным: «тута басне – конец, в хто слухал – молодец!».

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.