Славянский мир:

Славянский мир. Сост. Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. Ф. Попова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. – 272 с.

В книге главной является мысль об исторической, культурной и духовной близости восточнославянских народов. Традиционно-бытовая, музыкальная, книжная, церковная, усадебная культура рассматривается в книге в комплексе и понимается как народная культура в целом.

Книга рассчитана на всех, кто хочет знать историю культуры своего народа.

Фрагмент:

Южнорусские традиционные песни

Народная русская песня живет своей естественной жизнью в памяти многих деревенских песельников, звучит на сельских праздниках, и богатству нашего фольклора завидуют многие европейские народы, не сумевшие сберечь для потомков свое национальное песенное достояние.

Традиционная русская песенная культура представлена несколькими региональными стилями, имеющими свои географические, этнографические, диалектные и другие признаки.

Как наиболее яркое и красочное по своим художественным достоинствам явление выделяется южнорусский стиль.

Географически он охватывает южные районы Калужской, Орловской, Рязанской областей, Тамбовскую, Липецкую, Белгородскую, Воронежскую, большую часть Курской области и частично Пензенскую. В особый самостоятельный пласт выделяются традиции казаков: донских, кубанских, терских.

В свою очередь южнорусская песенная культура складывается из локальных стилей, куда входят по несколько десятков компактно расположенных сел в ряде административных районов одной или двух (смежных) областей. Например, стиль воронежско-белгородского пограничья включает села Острогожского, Репьевского, Каменского районов Воронежской области и районы Белгородской области – Красненский, Красногвардейский и Алексеевский. Здесь очень много «поющих» сел, сохранивших старинный репертуар: Афанасьевка, Иловка, Подсереднее, Больше-Быково, Прудки, Хмелевое.

Много исследований посвящено изучению курской традиции, значительно старше других южнорусских локальных стилей и потому сохранившей в музыкальном содержании много архаики. Очаг традиции локализуется в селах, расположенных в верховьях реки Псел – левого притока Днепра. Это знаменитые своими песельниками и инструменталистами села Плехово, Белицы, Будище.

В южнорусской песенной традиции доминируют основные жанры: протяжные песни исторической, социально-бытовой, любовной, солдатской тематики; календарные жанры: колядки, щедровки, овсени, троицкие обрядовые; необрядовые календарно-приуроченные песни: масленичные, весновые, троицкие, русальные; свадебные обрядовые и внеобрядовые; хороводные; плясовые; частушки и страдания; игровые песни; позд-няя лирика ( медленные неприуроченные малораспевные песни с позднетрадиционной музыкальной стилистикой); фольклор для детей: потешки; пестушки; колыбельные; детский фольклор: считалки. Дразнилки; похоронные причитания.

Иногда можно услышать , что мол, народная песня – это музыка простая, а то и примитивная, что она не может сравниться с музыкой классической, потому что лишена глубины содержания и многозначности. Тем, кто так считает, видимо, не довелось встретиться с настоящими шедеврами народного творчества. С другой стороны, красота и многозначность народной песенной речи не может открыться тому, кто не владеет языком фольклора.

Научившись распознавать и читать эти знаки, можно открыть истинный смыл, глубину и красоту поэтических текстов, ритмов, напевов.

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.