Костюм в России XV – начало XX века:

Костюм в России XV – начало XX века / под ред. Е. Р. Беспаловой. – М.: «Арт-Родник», 2000. – 231с., ил.

Авторы данного альбома предлагают читателю познакомиться с отдельными памятниками одежды из собрания Государственного Исторического музея, рассмотреть их место в общем русле эволюции и бытования костюма в России, не ставя перед собой задачи целостного и последовательного изложения его истории.

Собрание костюма в Государственном Историческом музее обширно и разнообразно. Здесь хранятся предметы одежды и аксессуары, входившие в комплекс костюма. Это изделия как отечественного производства, так и привозные, бытовавшие в России.

Фрагмент:

Древнерусская одежда и русский народный костюм XV – начала ХХ века

Древнерусская одежда представлена в собрании Государственного Исторического музея единичными экземплярами. Каждый из них уникален. Это мужская одежда XVI– XVII веков: «власяница», стеганая одежда – ферязь, три мужских рубахи, верх шубы, несколько фрагментов вышивки мужской рубахи. Каждый из этих скромных по внешнему виду предметов костюма представляет огромную ценность. Эти одежды выстраиваются в некий вещественный ряд, который через столетия, как бы разговаривая с нами, помогает воссоздать картину прошлого. Предметы одежды из ГИМ связаны с именами выдающихся деятелей русской истории: Иваном Грозным, первыми царями из династии Романовых – Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем, отцом Петра I.

В комплекс мужской одежды входили рубахи и порты, поверх которых надевались зипун, однорядка, охабень, шуба. Эти одежды были основными для всего населения Московской Руси. Различия заключались лишь в том, что в княжеской и боярской среде одежды шили из дорогих «заморских» тканей – шелка, парчи, бархата. В народном быту пользовались домотканными льняными и конопляными холстами, шерстяными тканями и валяным сукном.

Женская одежда в собрании Государственного Исторического музея еще более малочисленна: телогрея, обнаруженная при строительстве первой линии метро в каменной кладке Китайгородской стены, и так называемый охабень – распашная одежда из шелковой ткани, некогда хранившаяся в Саввино-Сторожевом монастыре под Звенигородом, два головных убора и значительное количество образцов золотного шитья, которые, возможно, когда-то украшали женские дворцовые одежды.

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.