Царский выбор: Духовный мир Императора Николая II и его семьи. Последние священники при Царе. Вольная жертва.:

Капков К. Г. Царский выбор: Духовный мир Императора Николая II и его семьи. Последние священники при Царе. Вольная жертва. [ Приложение: DVD: «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902-1914). Архивно-документальный фильм, 48мин. Автор сценария: К. Г. Капков.] В память 100-летия великомученического подвига Царственных страстотерпцев. – 2-е изд. испр. и доп. – Село Белянка; М.:Летопись, 2019. – 608с. ил.

В книге известного историка Константина Геннадьевича Капкова подробно рассмотрены различные аспекты религиозной жизни, отречения от престола и мученической кончины последней Царской семьи, а также непростые взаимоотношения Государя Николая II с духовниками в предреволюционную эпоху и в заточении. Исследовние построено на архивных, мемуарных и эпистолярных источниках, часть из которых публикуется впервые.

Издание рассчитано на широкий круг читателя – как специалистов, так и знакомящихся с «царской темой» впервые, а также всех любителей высокохудожественной книги.

Фрагмент:

В личных покоях Императорской четы всегда было много икон. Так, Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Обстановка спальни, три стены, полные образов от потолка до полу, лампадки, молельня, какое-то капище со всеми атрибутами православия при полном отсутствии души». Мнение об отсутствии у Императрицы души оставим на совести Великого князя – нам важно его свидетельство об убранстве спальни.

О комнатах Великих княжон Ольги, Анастасии, Марии и Наследника оставил воспоминание протоиерей Афанасий Иванович Беляев, служивший в Александровском дворце в первой половине 1917 года6 «Я надел епитрахиль, взял в руки крест и Евангелие, и за скороходом, указывающим путь, пошел наверх, в комнаты детей. Какие удивительные по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно святых угодников. Перед иконостасом складной налой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также Св. Евангелие и Крест. Убранство комнат и вся обстановка представляют собой невинное, не знающее жительской грязи, чистое, непорочное детство».

Постовая дисциплина в Императорской семье и ее окружении, да и во всех привилегированных слоях, ориентировавших в том числе на поведение Венценосцев, была совсем несложной. Постился (говел) Император с семьей, главным образом, только на первой и последней неделе Великого поста. Так, на следующий день после Причастия в первую седмицу Великого поста в воскресенье 11 февраля 1896 года Государь записал: «Должен признаться, что я с большим удовольствием накинулся на скоромную пищу».

Император постился три дня перед Причастием и когда оно было не Великим постом, а также в сочельник перед Рождеством и еще несколько дней в году по разным случаям. Например, 14 мая 1896 года, перед Коронацией, Государь с супругой говели три дня, каждый день посещая литургии и всенощные.

Важно отметить,что ратуя за возрождение русского национального самосознания, Государь в Великий пост и Пасху старался посещать древнюю столицу и храмы Московского Кремля – сердце России, ее главные национальные святыни. Также Государь посетил храмы Московского Кремля сразу после начала Первой мировой войны.

Итак, как видим, Царская семья была весьма религиозна, Император Николай IIбыл воцерковленным монархом, любил православную обрядность и молитву. Постовая дисциплина Императорской четы была совем несложной. Дни принятия Государем Святых Христовых Тайн приходились из года в год практически всегда на одни и те же праздники, кроме исключительных случаев. Такая ритмика может говорить о размеренной устроявшейся духовной жизни.

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.