Энциклопедия этикета:

Панкеев, И. А. Энциклопедия этикета. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 384с.

Прочитав эту книгу, вы сумеете избежать многих неудобств и конфликтных ситуаций. Как знакомиться и как оставить о себе благоприятное впечатление; как вести себя в церкви во время крещения или венчания; в чем идти в театр; как сервировать стол т разместить гостей; кто должен расплачиваться в ресторане; какие подарки дарить на праздники; что делать в первую очередь при устройстве на работу и как составлять рекомендательные письма?

Ответы на эти и сотни других вопросов вы найдете в книге, которая поможет вам чувствовать себя комфортно в любой ситуации, поскольку в ней даны как современные рекомендации, так и примеры из прошлого, проверенные временем.

Фрагмент:

Беседа, разговор, комплимент

Непринужденной светской беседе тоже надо учиться. Как? Об этом писалось в «Хорошем тоне» еще в 1881 году:

«Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна усвоить искусство уметь вовремя молчать.»

Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежавшая к хорошему обществу, не должна быть молчалива или односложна в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошей собеседницей, надо уметь приятно и хорошо говорить; иначе можно прослыть за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседницы; в разговоре скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества сравниваются с серебром.

Есть уменье слушать, но не меньшую важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека.

К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается за единичными членами; остальные же видят в болтливости ближнего погрешность против хорошего тона.

Чаще всего черта эта замечается у женщин; между ними она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная, напротив, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно осудить, чтобы потом, как фарисей, бить себя в грудь и говорить: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как сей мытарь».

К любопытству обыкновенно присоединяется злорадство или зависть к счастью других.  Вопросы их направлены большею частью на предметы, о которых мы охотно молчали бы, на которые мы смотрим, как на свою тайну и не желаем их предоставлять суждению большинства. Такие люди знают, что подобные вопросы неприятны, а потому и выспрашивают; они хотят нас смутить и, если возможно, привести в такое замешательство, чтобы потом еще смелее и с большей уверенностью, разыграть роль фарисея.

Истинно образованный человек, следующий правилам хорошего тона, ставит себя на место той личности, которой хочет задать вопрос и, если находит, что такой вопрос был бы ему стеснителен, он его и не предлагает.

Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать свои советы.

Есть множество людей, очень легко дающих советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, – несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность, только в другом виде.

Если совет не спрашивали, то лучше молчать; в противном случае, давая совет, надо быть очень осторожным. На десять спрашивающих девятеро уже решили, как им поступить, и вопрос их – не что иное, как желание повсятить нас в свои планы, услышать от нас подтверждение своего решения, облеченное только в форму вопроса.

Фотографии:

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.