Быт русского народа:

Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. 1 / Вступ.ст. А. Ф. Чистякова. – М.: Русская книга, 1997. – 288с. – (Народная мудрость).

В середине ХIХ в. вышла и почти сразу стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» – первая попытка в России научной этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей-томов, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В первой части, которую мы предлагаем вниманию читателя, раскрывается понятие народности, дается подробное описание жилищ наших предков, повествуется об образе их жизни, домоводстве, одежде и музыкальной культуре.

Фрагмент:

Обращение в общежитии

Дворяне и богатые были спесивые к бедным, но между собою гостеприимны и вежливы. Гостя встречали с объятиями и просили садиться, но гость, войдя в комнату, искал глазами Св. икон, подходил к ним, крестился и клал сначала три земных поклона, произнося вслух несколько раз: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!».

Потом обращался к хозяину с приветствием: «Дай, Господи, тебе здоровья». – Подавши друг другу руку, они целовались, кланялись по несколько раз, и чем ниже, тем считалось почтительнее; переставали кланяться и снова кланялись, наконец, садились и беседовали. Гость садился лицом к Св. образам. Тут его потчевали медом, пивом, вишневкою, а дорогих гостей греческими винами и мальвазиею. По окончании разговоров гость, взяв шапку, подходил к образам, крестился, делал те же поклоны и прощался с хозяином, желая ему быть здоровым. Хозяин отвечал ему взаимным желанием и провожал его без шапки до крыльца; любимого провожал до самых ворот, а почетного далее, за несколько шагов от ворот.

Путешественник Ле-Брен, будучи представлен кн. Меншиковым государыне Екатерине в селе Измайлове, говорит, что после нескольких разговоров князя с царицей она велела наполнить чашу водкою и подала из своих рук князю, который, выпив, передал одной из фрейлин. Эта фрейлина вновь наполнила чашу, а государыня подала Ле-Брену. После подавали пить вино и наконец пиво, но князь и он, отведав немного пива, отдали фрейлине, ибо пить пиво считалось неприличием.

Русские не любили придираться к словам, в обхождении были весьма просты, и всякому говорили ты. Если разговаривали о чем-нибудь сомнительном или слыхали говорящих несправедливо, то вместо учтивых выражений: «это ваше мнение», «извините», отвечали прямо: «ты врешь».

Простой народ назывался почти до конца ХVIII века подлыми людьми.

Простой народ, особенно деревенские мужики, объясняясь со старшим, говорят простодушно и непринужденно. Перед начинанием своей речи он сначала потупит глаза в землю и думает; потом, почесав затылок, вступает в разговор. Почесывание затылка повторялось едва ли не за каждым разговором, как бы давая этим знать, что все умное вытекает из головы.

Фотографии:

Яндекс.Метрика
2010-2020 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308006, г. Белгород, ул. Широкая 1 — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24, 21-14-44.