![]() Афиша центра:01.11.23«Ночь искусств – 2023» в Купино17.10.23 Выставка «Шерстяная симфония»29.09.23Акция для неспящих людей «Ночники» | Книга недели - История культуры русского народа:Терещенко, А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736с., ил. Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений, а в трудную минуту получить необхдимую поддержку и жизненную опору. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников и неутомимых исследователей отечественного духовного достояния, таких как В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И. П. Сахаров, М. И. Забылин. В этом же ряду стоит имя А. В. Терещенко (1806 – 1865), выдающегося знатока русской жизни, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры. В его книге подробно описано, как жили русские люди, об особенностях семейного уклада, правовых отношений, народной медицины, обрядов и обычаев. Фрагмент: Кому-то слово «подлый» покажется с первого раза не только странным, но непонятным, или примут в собственном его значении. Вот, например, выражение того времени: Многие судьи бедных, а особливо подлых людей, хотя бы они и крайнюю имели нужду, редко пред свои очи допускали». Между тем нарицание «подлый человек, подлые люди» дано крестьянам потому, что они жили подле своих господ, то же самое, что дворовый человек, дворовые люди, и как они от вольных людей отличались большей несправедливостью, хитростями, неправдами и бедностью, то местное прозвание обращено было на всех тех, кои поступали подобно им. Унижение и нищета, конечно, были этому причиной, как прозвание крестьян, данное нам татарами, потому что мы были христиане, но угнетенные ими. (О семейных отношениях) Я однажды слыхал жаловавшуюся жену на своего мужа. Что он не любит ее. Когда я спросил ее, почему она так думает, она отвечала мне, что он ее ни разу не бил. «Да разве в этом любовь?» – «Э, батюшка, жена не ведает любви мужней без битья. Чем крепче и чаще побивает муженек, тем-то жена боится мужа и холит его. Бабий волос длинен, а ум короток. Не потрепли ее косыньки, не оставь синевы на плечиках и щечках румяных, и что за любовь!» Случалось еще видеть, что муж бил свою жену, и весьма жестоко. Когда я заметил, что он поступает с ней бесчеловечно, он отвечал мне: «Нет, батюшка, это уж такая наша поведенция. Не бей жену, она ругается: ты меня не любишь. Если любишь, то бей меня!» Во время сердечных побоев жена не плачет и не кричит; она переносит терпеливо, и этим еще гордится между своими приятельницами. |