![]() Афиша центра:01.11.23«Ночь искусств – 2023» в Купино17.10.23 Выставка «Шерстяная симфония»29.09.23Акция для неспящих людей «Ночники» | Никитина, В. Н. Письма народных музыкантов (последняя четверть ХХ века):Никитина, В. Н. Письма народных музыкантов (последняя четверть ХХ века) / В. Н. Никитина. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. – 248с.: нот., ил. Письма народных музыкантов – уникальное явление для устной фольклорной традиции. Отражая повседневные реалии, они знакомят с жизнью и самовосприятием сельских мастеров ХХ века. Книга создана на основе многолетней личной переписки, ставшей продолжением экспедиций автора в села Южной России. В первой главе рассматриваются общие вопросы эпистолярной практики в связи со статусом авторов писем. Монографические очерки второй и третьей главы посвящены феномену личности в народной культуре. Издание адресовано читателям, интересующимся духовной культурой нашей страны. Фрагмент: О. И. Маничкина «Уходят годы, а с годами и мы…» Человек громадной творческой энергии, Ольга Ивановна получила известность не только в южнорусском регионе, но и среди мастеров народной культуры всей России. Недаром она удостоилась ряда почетных званий, что оказалось для нее непростным испытанием: в родном селе она стала человеком публичным. В память о певице в Белгородском государственном университете ежегодно проводятся «Маничкины чтения», – едиственные в России научные собрания в честь современного народного музыканта. (а не фольклориста). Жизнь Ольги Ивановны была богата встречами и спечатлениями. Всех, кто приезжал в Подсереднее за песнями, неизменно приягивала ее харизматичность и прирожденный ум, детальная память на события в истории своего рода, собственной и односельчан. Вместе с тем, по ее словам, она ни с кем, кроме автора данной работы, переписку не вела. «Я адреса не беру и ездить никуда не собираюсь», – промелькнуло в одной из корреспонденций (02.07.1995). Начиная с 1979, когда ей было 53 года, и до 77 лет она писала регулярно и интенсивно, хотя из-за домашних забот сетовала на отсутствие времени: «Некогда не то что писать, и дышать» (18.10.1986). Большая часть из 123 писем (общий объем – 108с.,) и 10 открыток, присланных к Новому году и другим праздникам, отправлена в 1980-е годы – период активных концертов сельского хора, теле- и радиопередач. Только в 1981 году от Маничкиной пришло 18 писем. Последнее датировано 2003-м. Кроме того, поездки на зарубежные фестивали в США, Германию и Италию сопровождались дневниковыми записями, отразившими новое восприятие родной культуры в межнациональном пространстве (общий объем дневников – 25с.). Процесс написания текста давался Ольге Ивановне легко, на одном дыхании, о чем она сказала так: «Ручку беру в руку, а мысль уже обгоняет». Однако приходилось не раз убеждаться в том, что содержание писем продумывалось ею заранее. Маничкина обычно писала в ранние часы (5-7утра) либо поздним вечером и ночью, неизменно фиксируя наряду с датой также и время, к примеру: «До свидания, 23.30, не ложусь, а надо» (15.06.1980). Многие особенности писем Маничкиной являются уникальными для крестьянской традиции и в значительной мере отражают ее человеческую самобытность. Богатый язык эпистолярия певицы включает нетипичную для крестьянства лексику (поэты, друг, фольклор, культура), в том числе заимствованную из литературы, СМИ, а также усвоенную от собирателей. Письма отмечены многочисленными вкраплениями песенных цитат, что отражает ее привычку в быту непроизвольно переходить с разговора на пение. Особенно хороши в ее письмах предшествующие приветственным словам поэтические заставки: 7 утра, 5 августа. Очень из далекого прошлого: Лети письмо и взвивайся, Никому в руки не давайся, Только дайся тому, Кто мил сердцу моему. Сядь на крылечко, Скажи моей Вере Ласковое словечко. |