![]() Афиша центра:01.11.23«Ночь искусств – 2023» в Купино17.10.23 Выставка «Шерстяная симфония»29.09.23Акция для неспящих людей «Ночники» | Книга недели - Танец на любительской сцене:Пуртова Т. В. Танец на любительской сцене (ХХ век: достижения и проблемы. / Т. В. Пуртова. – М.: ГРДНТ, 2006. – 168с., ил.) В монографии освещены основные этапы развития хореографического искусства на любительской сцене в России ХХ века. На материалах специальной прессы, свидетельства современников анализируются достижения и проблемы процесса становления и развития хореографической самодеятельности – уникального явления культурной жизни. Автору довелось по роду своей работы много лет посвятить методическому обеспечению развития хореографической самодеятельности сначала во Всесоюзном научно-методическом центре народного творчества, затем в Министерстве культуры СССР и ныне Государственном Российском Доме народного творчества, поэтому осмысление материала последней четверти века опирается на наблюдение практики, личное участие в методической работе, организации смотров и фестивалей, семинаров и конкурсов, непосредственное общение с руководителями и участниками коллективов. Сделана попытка классификации типов любительских хореографических коллективов на протяжении исследуемого исторического периода, выявления основных закономерностей развития искусства танца на любительской сцене, проблем репертуара, художественного руководства и подготовки кадров. Истоки любительского танцевального творчества Народное танцевальное творчество в России имеет многовековую историю. Еще в дохристианской Руси были широко распространены игрища, сопровождаемые плясками и хороводами. Наибольший подъем народного творчества приходится на период Х – ХI веков, эпоху распространения скоморошества. В процессе народных игр, хороводов и плясок, исполняемых в быту, выделялись наиболее одаренные танцоры. Для них исполнение плясок поначалу становилось любимым занятием, затем, как считает ряд исследователей, – профессией. Скоморошество – самобытное, уникальное явление русской художественной культуры, оказавшее огромное влияние на становление и развитие театрального, музыкального, вокального и хореографического искусства на Руси, недаром «все последние исследования по истории русской музыки, танца, цирка, эстрады и особенно всех видов театра начинаются указанием на скоморохов, в творчестве которых рождались начальные элементы этих искусств». Творчество скоморохов являлось зачатком профессионального театра, который возник на основе народного. В истории хореографии такой связующей линии нет. Профессиональный балетный театр в России создается впоследствии скорей под воздействием зарубежных гастрольных групп, народное хореографическое творчество будет оказывать на него опосредованное влияние. Поскольку народное творчество сохраняло синкретичный характер в течение многих веков, то следующие по времени формы существования любительского творчества ( не затрагивая фольклорный пласт народной хореографии) – это танцы в «игрищах», «кукольных комедиях», «интермедиях» – формах народного театра, сохраняющих связь со скоморошечьими представлениями. В ХVII веке начинают угасать все перечисленные выше формы народного театрального и танцевального творчества. Церковная власть строго запрещала все виды народного веселья, особенно игры и пляски. Увещевания проповедников с течением времени стали подкрепляться преследованиями со стороны властей. Вошедшие в историю петровские ассамблеи – первые общественные балы в России – прививали традиции бытового танцевания как неотъемлемой составной части воспитания и образования русских людей, однако введенная царем мода на подражание иностранному отразилась и на хореографическом репертуаре. Если во времена Алексея Михайловича в России никакого другого танца, кроме русского, даже при царском дворе не исполняли, то с введением ассамблей начинается культивирование образцов зарубежной бытовой хореографии, и русские народные танцы сначала при дворе, а затем в обществе стали исполняться лишь в шутку. Таким образом, воспитывая определенную хореографическую культуру, знакомя русское общество с танцевальными достижениями Западной Европы, ассамблеи отдаляли его от русского народного хореографического творчества. С этого момента началось насильственное вытеснение русского национального танца из быта городских сословий за счет внедрения модных иноземных новинок. Такая политика правящих кругов привела к постепенному все более углублявшемуся разрыву между профессиональной хореографией (балетный театр) и народным танцевальным творчеством. |