![]() Афиша центра:01.11.23«Ночь искусств – 2023» в Купино17.10.23 Выставка «Шерстяная симфония»29.09.23Акция для неспящих людей «Ночники» | Книга недели - О воззрениях РУССКОГО НАРОДА:Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях РУССКОГО НАРОДА. – Паломник, 2000. – 541с., ил. Эта книга – о взглядах, характерных для большинства русского народа, присущих ему в течение длительного времени. Авторы – специалисты по этнографии русских – привлекли обширный материал многообразных и мало известных источников. Они рассказывают о тех убеждениях, которые проявлялись повседневно, в самом образе жизни. Православная вера была основной отношения к живым и мертвым, поведения в доме, на сходке и в паломничестве, на крестном ходу и в бою. Вера формировала идеал монарха-Помазанника Божия, воздействовала на государственное сознание народа, пронизывала соборное решение дел в общине, определяла отношение к труду, богатству и нравственные устои семьи, очищающую силу покаяния и радость творчества. Рассматривается сохранение или возрождение этих традиций в современных условиях. Фрагмент: Милосердие Исключительно широкое и устойчивое распространение среди русских имели взгляды и поступки, связанные с состраданием, сочувствием, оказанием помощи в самых разных ее видах. Это была целая система воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему; бескорыстной отдачи просящему больше, чем он просит; самоотверженной готовности положить жизнь за други своя. Это – система взглядов, но в то же время – это и черта национального характера: органичная потребность делать добро, столь естественная, что не воспринимается ни дающими, ни принимающим, как что-то особенное, а зачастую даже не бывает замечена. Во многих описаниях губерний, составленных чиновниками во второй половине ХVIII – в первые годы ХI века, отмечается сострадательность крестьян, готовность подать милостыню, помочь погорельцам, броситься на помощь при несчастном случае. Еще больший обширный материал об этом есть для второй половины ХIХ века. Пожар – нередкое бедствие для деревянной русской деревни, поэтому многочисленные рассказы о самоотверженной готовности помочь другому человеку связаны именно с пожарами. Повсеместно проявлялось гостеприимство к чужим людям, попросившим кров, в том числе – и нищим. Человеку, не обратившемуся непосредственно к первичным материалам, просто трудно представить себе, какое большое количество упоминаний о распространении милосердия, милостыни, гостеприимства у русских крестьян всей территории России встречается в опубликованных и неопубликованных источниках. Приведем хотя небольшую часть из них. «Предки наши, – писал Гавриил Успенский в начале ХIХ века, – по признанию самих иностранцев, гостеприимство почитали в числе первых добродетелей и повсюду оным славились. Доныне между поселян, живущих в отдалении от столиц и от больших городов, обычай сей продолжается, чтобы проезжего или прохожего пригласить к себе в дом, накормить и упокоить его по возможности, являя при том приветливость и свое удовольствие. Хозяин и хозяйка обыкновенно встречают и провожают его с веселым лицом, с поклонами и приветствием; все, что ни имеют как-то: хлеб, молоко, яйца, огородные растения, приносят без прошения, за все никакой не требуют платы, говоря, что за хлеб соль с проезжего брать деньги великий грех, и что оттого спорыньи в доме их не будет». Этот взгляд попал и в пословицы, зафиксированные В. И. Далем в середине ХIХ века. |