Двуххорное пение:

Двуххорное пение напоминает канон двумя женскими группами фольклорного ансамбля. После сольного зачина первая группа подхватывает основной напев. В определенном месте вступает вторая группа. В каждой партии есть долгие выдержанные ноты, которые создают очень оригинальную звуковую картину. Подобной имитационной канонической формы исполнения русской народной песни, по свидетельству В.М. Щурова, до встречи с фощеватовцами фольклористы не знали.

Впервые эта уникальная традиция зафиксирована А.В. Рудневой в экспедиции по Волоконовскому району в начале 1970-х годов. Как пишет А.В. Руднева, фощеватовское двуххорное пение каноном – уникальное в русской народной песенной практике хорового исполнения. До 70-х годов XX века нигде в прошлом (XVIII-XIX вв.) не было зафиксировано подобное исполнение свадебных песен. Многие известные фольклористы России (например, В.М. Щуров) познакомились с этой традицией и отметили ее оригинальность, неповторимое своеобразие и уникальную самобытность в контексте традиционной песенной культуры Юга России.

Уникальность традиции двуххорного пения заключается в его неповторимой партитуре, отражающей форму пения, близкую к канону. Специфическими особенностями является также местный диалект, особенности манеры пения, формирования звука. Кроме того, традиция в своем развитии приобрела высокую степень художественной выразительности, глубины чувств в пении и в обряде.

На формирование традиции повлияли следующие исторические факты: опустошительное влияние татаро-монгольского ига («дикое поле»); строительство Белгородской засечной черты (XVII век); строительство петровского военного парусного флота (1696–1711); «четвертное» (практически поместное) право крестьянского владения землей; отдаленность фощеватовского куста селений от других заселенных мест. (Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. – М., 1987. Щуров В.М. Песельники из села Фощеватово. – М.: «СК», 1989).

Истоки местной культуры восходят к творчеству ратных людей (казаков) южнорусского пограничья и строителей петровского флота. В местном фольклоре заметны следы воинской традиции, и наряду с этим в нем проступают земледельческие, крестьянские черты. Жители южной окраины Московского государства были воинами и одновременно землепашцами. В Фощеватово никогда не было крепостной зависимости, что повлияло на сохранение изначальных традиций местной культуры.

Традицию продолжают в современном использовании профессиональные, а также учебные фольклорные ансамбли в сценических программах, отражающих фольклорную традицию Волоконовского района (с. Фощеватово). Особенно она актуальна для постановок свадебного обряда в данной традиции. Передается традиция путем изучения аудиозаписей, сделанных в фольклорных экспедициях.

Фотографии:

Яндекс.Метрика
2010-2023 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308007, г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, 86, (старый Виогем) — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24.