Двойная жалейка:

В Нижней Покровке Красногвардейского района до сих пор сохраняют традицию игры на двойной жалейке и мастерство ее изготовления.

Уникальные музыкальные инструменты делает руководитель народного фольклорного ансамбля «Усёрд», заслуженный работник культуры РФ Виктор Нечаев.

Давным-давно каждое утро с одного конца Нижней Покровки в другой брел пастух. Дабы не стучать в каждый дом, он дул в камышовую дудочку. Звук означал: пора на выпас. День тянулся долго, и пастух развлекал себя, вырезая из камыша новые дудочки. Каждая жалостливо пищала по-своему, отсюда и название – жалейка, она же рожок и пищик. В селах Алексеевского и Красногвардейского районов соединили вместе две дудочки – и получилась двойная жалейка.

Простая жалейка встречается во многих областях России, а парная – только здесь. Пастухи вырезали пищики как игрушки для детей, а если попадался удачный камыш, который хорошо звучал, берегли пищик как зеницу ока. Ведь пищари долго были единственными музыкантами на народных праздниках. Балалайка и гармонь появились значительно позже. Пищик делается просто и быстро.

Один из последних живших здесь пищарей – Фёдор Воронков 1898 года рождения из села Казацкое.

Усилителем звука служит бычий рог. Отсюда второе название инструмента – рожок. Принципиально поставить именно бычий рог, он ровнее и больше коровьего. Раньше рог вываривали и вручную вычищали внутри и снаружи, украшая орнаментом. Чем тоньше стенки и чем больше загнут рог, тем лучше и громче звук.

Рог к дудочке не прикрепляли, а придерживали рукой. У пищаря был один резонатор, а стволы он менял, когда из-за конденсата и слюны жалейка начинала играть хуже. Приходится менять на другую.

В середине 1990 годов сотрудники Белгородского государственного центра народного творчества записали жалеечника Фёдора Воронкова. В его репертуаре были наигрыши, сохранившиеся с XIX века: «Петракова», «Общая», «Дай выйду», «Рассыпчатая», «Степная».

В 1995 году Виктор Нечаев организовал ансамбль «Усёрд». В его исполнении самобытные плясовые, игровые, свадебные, карагодные песни под наигрыш на двойных пищиках звучат на разных фестивалях и конкурсах – от районных до международных. Так музыкальный инструмент, ранее известный всего в нескольких районах Белгородской области, узнают далеко за ее пределами.

Фотографии:

Яндекс.Метрика
2010-2023 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308007, г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, 86, (старый Виогем) — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24.