« Декабрь 2023 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Масленица:

     Масленица – один из самых почитаемых народных праздников на Руси.

     С давних времен в последнюю неделю перед Великим постом русский люд устраивал большое гулянье с катанием на санях, запряженных в тройку лошадей. Внимательный и поэтичный народ дал название каждому дню этой богатой на веселье неделе: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, широкий перелом, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, а воскресенье – проводы, прощанья, и даже целовальник.

     Праздник Масленица олицетворял переход времен года, борьбу зимы с весной, предшествующей рассвету природы, обещающий сытую жизнь и достаток.

     А чтобы весна наступила быстрее, давали ребенку блин и посылали его на огород верхом на кочерге, где он кричал:

«Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону,

И пахать пойду»

     А взрослые, стоя на снежных горках, пели песни.

Всю неделю в домах пекли блины кислые и толстые, блинцы тонкие и сладкие, готовили вареники, на столах все время стоял сыр, масло, творог, сметана.

Молодежь строила снежные большие горы, с которых потом катались и стар и млад на санях, санках, и даже ледяных кругах - скрынях, выбитых из дна бочки. Парни и девушки играли в «катачку»: вставляли в снег и укрепляли водой (которая потом замерзала) тележное колесо с осью, привязывали к нему с одной стороны санки, а с другой – большую палку, за которую парни раскручивали колесо и сидящего на санках.

     Молодые люди предлагали покататься девушками со снежных гор на салазках и брали за это плату семечками.

      Всю масленичную неделю молодежь рядилась в вывернутые шубы, мужчины одевали женскую одежду. Во многих селах Белгородчины на масленичной неделе по селу гоняли быков с украшенными лентами рогами. По дворам водили козла: иногда настоящего, иногда его делали из детской игрушки лошадки, навешивая на него рога, и украшая лентами. А в некоторых селах мужчины наряжались в козла сами и ходили по дворам.

     Каждый день на деревенских улицах, а иногда и на замерзшей реке водили танки и карагоды под веселые масляничные песни.

     Ко времени Масленицы в селах уже отгуляли свадьбы. И по этому люд уделял много внимания молодоженам и наоборот холостым, не успевшим жениться парням. К молодоженам ходили в гости на большую яичницу. Катающихся на лошадях молодых останавливали и заставляли целоваться.

     Парням, не успевшим жениться до Масленицы, одевали колодки: в одних селах привязывали к ноге полено, в других – одевали на шею палку на веревке. Чтобы колодка не мешала веселью, парень откупался деньгами, орехами или семечками.

     Среда – Лакомка. Считалось, что чем больше ты съешь и выпьешь в этот день, тем сытнее и веселее проживешь весь год.

     С четверга веселье усиливалось. В этот день женщины выносили на гору свои прялки, клали их на бок, садились сверху и скатывались со снежной горы. По поверью, это должно было способствовать хорошему урожаю льна.

     В этот же день парни и мужчины устраивали кулачные бои, чтобы помериться силой. Иногда бились один на один, иногда улица на улицу, а бывало и деревня на деревню.

     Одним из самых известных фактов, касающихся Масленицы, является потчевание тещиными блинами. Зять вместе со своей женой и детьми отправлялся в гости. Для забавы любимого зятя она сзывала всех своих родных и жарила яичницу.

     На тещины вечерки в пятницу – теперь уже зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения бывали почетными, со всею родней к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал за ней нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем теще более оказывалось почести.

      В субботу – на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала в гости всех родственников. Если её золовки были еще не замужем, то невестка приглашала незамужних подруг, если золовки замужние, то невестка собирала старших родственников и развозила гостей по своим золовкам. Новобрачная невестка, которая вышла замуж на кануне Масленицы, одаривала золовок подарками.

     В некоторых селах Белгорочины из соломы делали чучело масленицы, одевая его в женскую одежду. Еще до прощенного воскресенья его уносили из села, сжигали, или просто раздергивали, разбрасывая солому по полю.

     Кульминацией этого задорного и веселого праздника было Прощенное Воскресенье. Зятья со своими семья собирались домой, молодежь танцевала на улице последние танки и карагоды, в некоторых селах в этот день ездили в гости к кумовьям с подарками. С песнями обращались к Масленице, сожалея, что прошло сытое время и начался Пост.

     Вечером в этот день происходило прощание между родными и знакомыми. Перед Великим Постом люди просили друг у друга прощения, которое завершалось поцелуем и низким поклоном.

     В понедельник, следующий за Прощенным воскресеньем, хозяйки пекли «туженники» - традиционные пирожки из муки, воды, соли и кислого теста. Съедая такой пирог, люди тужили по прошедшей Масленицы. В этот день все полоскали рот, выполаскивая скоромную пищу, а женщины тщательно отмывали от неё посуду. В этот день начинался Великий пост, в который русский народ соблюдал строжайший пост и готовился к светлому празднику – Пасхе.

Старший научный сотрудник

Н.В. Кривчикова

Яндекс.Метрика
2010-2023 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308007, г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, 86, (старый Виогем) — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24.