![]() | Захаров В.М. Поэтика русского танца:Захаров В.М. Поэтика русского танца. – М.: «Издательский дом «Святогор»,2004. – Том 1. – 440с. Книга носит энциклопедический характер. Структура ее отражает наше стремление осветить русскую народную хореографию комплексно, с учетом региональных особенностей, во взаимодействии с различными жанрами русского фольклора, среди мы выделяем художественные промыслы, костюмы как произведения народного творчества. В каждой главе, построенной по единому принципу (а все они посвящены 6 областям России: Архангельской, Калужской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Ростовской (донские казаки), содержится географическая справка о той или иной области, дан краткий историко-географический экскурс, рассказ об обычаях, обрядах, устном народном творчестве; рассмотрены вопросы, связанные с песенно-танцевальным фольклором, с прикладными формами фольклора (костюм). Детально представлены танцы, характерные для каждой из представленных в книге областей, дан нотный и текстовой материал. Книга сопровождается цветными иллюстрациями (костюмы; произведения народных промыслов). Приводится библиография, освещающая тематику книги. Материалы для монографии автор собирал в течение 20 лет, совершив 38 фольклорных экспедиций по регионам России. Фрагмент: Костюм казаков Основу казачества составляли русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей. Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорили: «Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем». Военные походы не были единственными источником для приобретения красивых тканей и одежды. Закупали их казаки и в Москве. В числе предметов, которыми издавна жаловало Московское правительство казаков, было и сукно, но его не хватало. Со временем казачки сами научились ткать тонкие сукна из овечьей шерсти. Домотканые платья казаки носили большей частью дома и в походах. Вообще же они любили бленуть необыкновенной пышностью в одежде. К началу ХIХ века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательной принадлежностью которой был зипун. Так называлась распашная верхняя одежда без ворота. С зипунами носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки. Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала ХIХ века. К этому времени казачество уже окончательно превратилось в военное сословие и в войсках была введена военная форма. В отличие от мужского костюма старинный женский костюм бытовал на Дону более продолжительное время, преобразуясь постепенно в связи с изменениями условий жизни. Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попадали сюда в качестве ясырок (пленниц): татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие – из русских селений. Поэтому среди казачек бытовало несколько комплексов одежды. Это были комплексы: 1) с кубелеком, 2) с поневой, 3) с сарафаном, 4) с сукманом. |