![]() | Поверья, суеверия и предрассудки русского народа:Даль, В. И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 736с., ил. Владимир Даль знаменитый автор «Словаря живого великорусского языка», предстает в этой книге на первый взгляд с совершенно неожиданной стороны. Немногим известно, что Даль, который освоил много профессий и перепробовал немало занятий, интересовался всем, что так или иначе затрагивало притягательный и таинственный духовный мир нашего народа. Истории о чудесах, наивные и трогательные поверья, диковинные предрассудки и леденящие кровь предания – все находило свое место в коллекции этого удивительного человека. Эта книга дарит всем возможность прикоснуться к той части сокровищ Даля, которая в прошлом нечасто представлена перед широкой публикой, – собранию записей о традициях и верованиях наших предков. Фрагмент: Ведьма Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои туда по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде верхом на помеле, венике или ухвате отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцев, девок и прочих. Ведьма всегда злодейка и добра никому и никогда не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей. Ведьма не только выдаивает коров, но даже, воткнув нож в соху, цедит из нее молоко, а хозяйская корова его теряет. Если сорока стрекочет, то беременной женщине выходить к ней не должно; это ведьма, которая испортит или даже выкрадет из утробы ребенка. Из этого следует, что ведьма перекидывается также в сороку, и, может быть, от этого сорока противна домовому, для чего и подвешивается в конюшне. Ведьме для проказ ее необходимы: нож, шалфей, рута, шкура, кровь и когти черной кошки, убитой на перекрестке, иногда также и трава тирлич. Ведьма варит зелье ночью в горшке и, ухватив помело, уносится с дымом в трубу. Известны неистовства, которые в прежние времена происходили по случаю обвинения какой-либо бабы в том, что она ведьма; это в особенности случалось в южной Руси. Нет той нелепицы, какую бы не придумывали люди, от злобы, глупости, с отчаянья или с хитрым умыслом, для искоренения ведьм и для исправления настроенных ими бед. В старину народ верил, что ведьма или другого рода колдуньи могут держать обилие, т. е. заключать в себе и хранить огромные запасы денег, жита и даже зверьков. Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьме и охраняет от них двор и дом. Фотографии: |