![]() | Знаменитые земляки. Анощенко :Знаменитые земляки. Анощенко / И. А. Климова; Под общ. ред. В. В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2019. – 48с.: ил. – (Библиотека белгородской семьи) Николай Дмитриевич Анощенко – один из первых русских воздухоплавателей и кинематографистов, ровестник авиации и кино – двух явлений, в корне изменивших жизнь в ХХ веке. Наш земляк установил мировой рекорд по длительности беспересадочного полета на воздушном шаре и стал первопроходцем в области создания цветных и звуковых фильмов. Его книги привели в небо новые поколения знаменитых летчиков и конструкторов и открыли удивительный мир экрана для многих известных кинохудожников. Ряд документов публикуется впервые.
Фрагмент: Родился Николай Анощенко 25 сентября 1894 года в Белгороде, который тогда был уездным городом Курской губернии. Родители Николая принадлежали к дворянскому сословию. Отец, Дмитрий Игнатьевич, кандидат права, присяжный поверенный, вел судебные дела, а также работал в земстве, консультируя тех, кто не мог нанять платного юриста. Мать, Эмилия Федоровна, занималась воспитанием сыновей: Александра и Николая. После Белгорода семья переехала в губернский Курск. Две страсти, определившие всю его дальнейшую жизнь, – к полетам и зрелищам – Коля познал еще в детстве. Яркие воспоминания оставил запуск бумажных змеев на берегу Везелки. Не менее яркие – посещение Курского городского театра, где «приготовишка курской гимназии» впервые увидел недавно изобретенный «синематограф братьев Люмьер», или, как писали в афишах, «чудо живой фотографии». В 1907 году внезапная смерть отца перевернула жизнь семьи. Эмилии Федоровне с сыновьями пришлось перебраться в Москву, где она поступила на службу. Старший, Александр, начал самостоятельную жизнь. Время от времени он помогал матери и брату деньгами, но материальное положение осиротевшей семьи оставалось трудным. Чтобы Николай мог окончить гимназию, Эмилия Федоровна была вынуждена обратиться в благотворительную организацию, которая и платила за его обучение. В 1909 году, как многие подростки того времени, Николай увлекся строительством моделей летальных аппаратов. Он быстро добился успеха. Уже через год его модели стали завоевывать награды на различных конкурсах: серебряный жетон на первых массовых авиамодельных состязаниях, первый приз на воздухоплавательной выставке при Императорском Московском техническом училище. Некоторые награды Николай получил из рук профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации», с которым впоследствии часто общался, уже будучи профессионалом летного дела. В своих воспоминаниях Николай Анощенко так описал это время: «Когда тебе уже исполнилось пятнадцать лет, когда над твоей кроватью на стене аккуратно развешаны модельки планеров и аэропланов и полученные ими призы, а в журналах ты частенько находишь свою физиономию, под которой красуется подпись… «юный авиатор», разве можно тогда не мечтать перескочить из разряда «юных» в категорию самых что ни на есть настоящих авиаторов без всяких кавычек и эпитетов?». Осенью 1910 года Николай Анощенко построил свой первый настоящий монопланный (то есть с одной парой крыльев) планер «Коршун № 1» и испытал его в коротком полете.
|