« Декабрь 2023 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Знаменитые земляки. Династия Хвостенко :

Знаменитые земляки. Династия Хвостенко / И. В. Сургучева; Под общ. ред. В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2019. – 48с.: ил. – (Библиотека белгородской семьи)

Династия Хвостенко – разветвленный род, происходящий из знаменитой своими промыслами слободы Борисовки. Среди потомков кустарей-иконописцев вот уже несколько поколений наследуются художественные таланты. Очень разные художники смогли прославить эту фамилию благодаря природным дарованиям, настойчивому труду и семейным секретам мастерства.

Ряд материалов публикуется впервые.

Фрагмент:

Слобода Борисовка, расположенная на живописном берегу реки Ворсклы, испокон века славилась своими художниками. Исторически сложилось, что из-за нехватки пахотной земли основным занятием местных жителей было не земледелие, а различные ремесла.

Особенно процветал здесь иконописный промысел. По легенде, он возник еще при знаменитом владельце слободы генерал-фельдмаршале Борисе Петровиче Шереметеве. Сподвижник Петра Великого, после победы в Полтавской битве он решил основать в Борисовке женский в честь иконы Тихвинской Божьей Матери и прислал расписывать обитель некоего художника Игнатьева (Омельяненко), который потом и обучил местных кустарей писать иконы.

В слободе ежегодно изготавливалось огромное количество икон: 200 тысяч и более. Основным скупщиком был Тихвинский монастырь: монахини делали  для икон особые киоты из фольги. Кроме того, большие партии скупали несколько местных торговцев. Борисовские иконы продавались по всему югу России, на Кавказе и на Украине, даже в Болгарии и Сербии.

В 1886 году в Борисовке насчитывалось около пятисот иконописцев, к началу ХХ века их было уже восемьсот. Они делились на «личкунов», писавших только лики и руки, и «красочников», умевших изобразить всю фигуру. Последние считались настоящими мастерами, тогда как «личкуны», которых пренебрежительно называли «личкуны-мазуны», – простыми ремесленниками. «Личкуны» составляли основную массу борисовскихбогомазов. «Красочники» же были наперечет. Среди десятка квалифицированных иконописцев, поименованных в «Материалах по исследованию кустарной промышленности в Курской губернии» 1904 года, мы встречаем и фамилию Хвостенко.

В 1902 году в Борисовке открылась собственная иконописная лавка, и многие ее выпускники получили известность. Так, Дмитрий Бесперчий продолжил образование а петербургской Академии художеств, учился у самого Карла Брюллова. Потом преподавал в Харькове, где его учениками стали впоследствии выдающиеся живописцы: Генрих Семирадский, Сергей Васильковский, Петр Левченко.

В петербургской Академии художеств в начале ХIХ века довелось учиться и родоначальнику династии художников Хвостенко, Архипу. Крепостной Шереметевых, он окончил Академию с большой серебряной медалью, за что владельцы даровали ему вольную.

Архип Хвостов был талантливым портретистом, а его сын Степан – иконописцем. Степан всю жизнь прожил в Борисовке. Пользовался уважением односельчан, его неоднократно избирали старостой. Сыновья Степана – Вениамин и Иван – тоже стали живописцами.

Михаил Иванович Хвостенко (один из правнуков крепостного живописца Архипа Хвостова) прожил удивительную жизнь. Какой-то богатый человек, заметив его способности, за свой счет отправил юношу учиться в Москву. Будучи студентом частной школы на Остоженке, Михаил участвовал в росписи Донского монастыря.

Вениамин Степанович Хвостенко (1869 –1935) был иконописцем. Он расписал свод и создал иконы для иконостаса Успенской церкви, стоявшей в Борисовке на Базарной площади ( разрушена в советское время).

Александр Вениаминович Хвостенко-Хвостов (старший сын иконописца Вениамина Хвостенко, Александр (1895 – 1968), – то самый, что в раннем детстве вместе с матерью и братом дошел пешком от родной Борисовки до Москвы, – стал профессиональным художником.

Василий Вениаминович Хвостенко в 1912 году вслед за братом поступил на общеобразовательный курс Училища живописи, ваяния и зодчества.

Татьяна Васильевна Хвостенко (1928 – 2005) с двенадцати лет помогала отцу в мастерской, участвуя в опытах по усовершенствованию энкаустики, которой потом тоже посвятила всю жизнь.

Михаил Вениаминович Хвостенко – младший из братьев – тоже связал жизнь с изобразительным искусством, работал главным художником московского комбината «Трехгорная мануфактура».

Владимир Вениаминович Хвостенко – средний сын Вениамина Хвостенко (1899 –1979), был наделен музыкальным талантом.

 

 

Уважаемые читатели! Вы сможете ознакомиться с изданием в библиотеке БГЦНТ после окончания ограничительных мер, принятых в Белгородской области. 

Яндекс.Метрика
2010-2023 © ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»
308007, г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, 86, (старый Виогем) — Тел./Факс: +7 (4722) 21-34-24.